Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
13 мая 2013 г. № Р-808/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 апреля 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 3 мая 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон принят с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел).

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона государственная политика в области народного искусства, народных промыслов (ремесел) обеспечивается в том числе путем проведения мероприятий в отрасли народного искусства, народных промыслов (ремесел) в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры; создания условий для возрождения и развития традиций народных промыслов (ремесел), поощрения культурной деятельности физических и юридических лиц в области народного искусства, народных промыслов (ремесел).

 

Данные положения Закона основываются на статье 15 Конституции, предусматривающей, что государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия.

 

В пункте 4 статьи 1 Закона установлено, что государственная поддержка народного искусства, народных промыслов (ремесел) осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры, средств специальных фондов Президента Республики Беларусь.

 

Эти положения Закона соответствуют нормам Конституции, согласно которым государство содействует развитию культуры (часть четвертая статьи 51); общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья статьи 133); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133).

 

В целях реализации конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и основанного на нем принципа правовой определенности нормы Закона Республики Беларусь «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» приводятся Законом в соответствие с другими законодательными актами.

 

Так, с учетом подпункта 2.12 пункта 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» понятие «предприятие народных промыслов (ремесел)», которое используется в Законе «Аб  народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» (абзацы четвертый и седьмой статьи 1 и др.), Законом заменяется понятием «организация народных промыслов (ремесел)». Тем самым устраняется правовая неточность и предотвращаются возможные коллизии правовых норм при их применении.

 

Положениями Закона (абзац пятый пункта 3 статьи 1, пункт десятый статьи 1) в Закон «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» вносятся изменения, согласно которым государство содействует развитию материальной базы для деятельности народных мастеров, организаций народных промыслов (ремесел) и индивидуальных предпринимателей, а также осуществляет поддержку организаций народных промыслов (ремесел) и индивидуальных предпринимателей.

 

Таким образом, Законом предусматриваются одинаковые государственные гарантии деятельности в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) независимо от организационно-правовой формы ее осуществления – через создание организации (юридического лица) или в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Данный законодательный подход соответствует части второй статьи 13 Конституции, согласно которой государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

 

2. Пунктами 4 и 5 статьи 1 Закона из Закона «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» (статьи 4, 5 и 28) исключаются положения о республиканской программе государственной поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел) Республики Беларусь, Государственном фонде поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел) Республики Беларусь, Национальном банке данных в области народного искусства, народных промыслов (ремесел).

 

Конституционный Суд обращает внимание на то, что указанные республиканская программа, Государственный фонд и Национальный банк данных предусматривались в качестве определенных организационно-правовых форм государственных гарантий поддержки и развития народного искусства, народных промыслов (ремесел) в Республике Беларусь.

 

Законом предусматривается, что государственная поддержка народного искусства, народных промыслов (ремесел) будет осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры, средств специальных фондов Президента Республики Беларусь. В связи с этим Конституционный Суд считает, что при отмеченном изменении Законом правового регулирования государственная поддержка должна в полной мере содействовать развитию народного искусства, народных промыслов (ремесел) в целях обеспечения реализации конституционного права каждого на участие в культурной жизни (часть первая статьи 51 Конституции).

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич