22 января 2013 г. № Р-798/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., рассмотрев в судебном заседании вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году, руководствуясь статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей,
РЕШИЛ:
1. Принять Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» (прилагается).
2. Опубликовать Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», газетах «Звязда» и «Народная газета», а также в журнале «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь».
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич
Президенту
Республики Беларусь
Палате представителей
Национального собрания
Республики Беларусь
Совету Республики
Национального собрания
Республики Беларусь
ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 ГОДУ
Согласно Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, что определяет содержание политических, экономических, социальных и правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией.
Признание человека и его достоинства, равных и неотъемлемых прав служит основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Это нашло закрепление во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, являющихся составной частью белорусской правовой системы.
В Конституции определены и такие ценности, как демократическое социальное правовое государство, демократия, верховенство права, справедливость и равенство, парламентаризм, конституционная экономика, которые находятся в системной взаимосвязи и требуют обеспечения необходимого баланса в процессе демократического развития общества и государства. При этом конституционные ценности оказывают организующее воздействие на соответствующие сферы общественных отношений, выступают в качестве ориентиров, стандартов, установок для государственных органов и должностных лиц, граждан и общества в целом.
Реализуя свои конституционные функции и полномочия, Конституционный Суд Республики Беларусь в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина при рассмотрении дел и материалов через призму конституционных ценностей обеспечивал верховенство и непосредственное действие Конституции, утверждал конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении.
I
Для современного этапа развития правовой системы Республики Беларусь характерно совершенствование механизмов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня
Законодательным органом – Национальным собранием Республики Беларусь в 2012 году принято 113 законов.
Осуществляя обязательный предварительный конституционный контроль, Конституционный Суд оценивал законы на основании конституционных положений и формулировал в решениях правовые позиции, отражающие полноту развития и обеспечения защиты конституционных ценностей в законах, а также выявленный конституционно-правовой смысл норм законов с целью недопущения их нарушения в процессе правоприменения.
1. В правовых позициях Конституционный Суд раскрывал содержание прав и свобод человека и гражданина, исследовал их взаимосвязь и взаимозависимость с другими конституционными ценностями, обращал внимание на недопустимость подмены или умаления одной конституционной ценности за счет другой.
Так, при оценке положений Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» Конституционным Судом в решении от 5 июля
При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 16 октября
Оценивая конституционность Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Конституционный Суд в решении от 17 мая
По мнению Конституционного Суда, при использовании указанного подхода не в полной мере может обеспечиваться конституционное право граждан на охрану здоровья, поскольку основное содержание и принципы осуществления прав и свобод граждан должны быть установлены, как предусматривается Конституцией (пункт 2 части первой статьи 97), законом. Закрепление уровней содержания радионуклидов в продукции на законодательном уровне позволит создать дополнительные условия для обеспечения охраны жизни и здоровья граждан от вредного воздействия радионуклидов.
В данном решении Конституционного Суда также указано, что устанавливаемый проверяемым Законом порядок предоставления и распространения информации о радиационной обстановке, о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение путем отсылки к законодательству об охране окружающей среды, об обращениях граждан и юридических лиц и иному законодательству, то есть фактически к общим правилам, касающимся любой доступной информации, свидетельствует о недостаточных гарантиях реализации конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды в части радиационной обстановки. В силу особой значимости указанной информации для здоровья населения Республики Беларусь особенности порядка ее предоставления и распространения нуждаются в урегулировании на законодательном уровне.
В решении от 19 октября
Конституционный Суд в ряде решений обращал внимание на то, что при принятии законов недостаточно исходить лишь из формального равенства всех перед законом и судом, а следует учитывать также необходимость обеспечения и защиты прав наиболее социально незащищенных слоев общества.
Так, в решении от 29 июня
Кроме того, в Жилищном кодексе закрепляются иные, отличающиеся от общих, права отдельных социально уязвимых категорий детей. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 93 данного Кодекса выселение учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии не допускается до предоставления им в установленном порядке другого жилого помещения по месту нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Конституционный Суд полагает, что установление таких особенностей в отношении отдельных категорий детей нельзя рассматривать как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 22 Конституции), поскольку оно основывается на социальном характере государства, предопределяющем обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Если в силу возраста или по другим не зависящим от него причинам человек фактически не может позаботиться о себе, то справедливой является соответствующая помощь, оказываемая ему со стороны государства. Такое преимущество отвечает части второй статьи 23 Конституции, согласно которой никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
В решении от 9 июля
В связи с этим Конституционным Судом указано, что задача законодателя заключается не только в обеспечении правового регулирования возникающих отношений, но и в создании правовых механизмов, которые не ослабляли бы социальную защищенность граждан, нуждающихся в социальной поддержке и постоянном уходе, не создавали предпосылок для формирования возможных конфликтных ситуаций между ними и гражданами, способными осуществлять такой уход, но по смыслу законодательного определения термина «трудоспособное лицо» не подпадающими под данную категорию.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно приводить к нарушению прав и свобод других лиц, а также иных конституционных ценностей. Именно в интересах защиты конституционных ценностей и соблюдения баланса между конституционными правами и свободами гражданина и публичными интересами государства и общества в случае необходимости допускается соразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Конституция предусматривает возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определение на уровне закона конкретных пределов осуществления прав и свобод. При этом ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции и закрепленных в ней таких ценностей, как верховенство права, равенство и справедливость.
Так, при оценке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Конституционный Суд исходил из обязанности государства обеспечить реализацию и эффективную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В связи с этим в решении Конституционного Суда от 17 мая
Однако, по мнению Конституционного Суда, такие меры социально оправданны и отвечают положениям Конституции, согласно которым ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах общественного порядка (часть первая статьи 23). Эти меры не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в установленных Законом случаях, соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам других лиц.
В решении от 29 июня
При выявлении конституционно-правового смысла положений Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 5 июля
В этом же решении Конституционный Суд оценил норму проверяемого Закона, согласно которой банк, небанковская кредитно-финансовая организация вправе отказать физическому или юридическому лицу в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случае непредставления ими документов, необходимых для идентификации данных лиц в соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. С учетом правовой позиции, выраженной в решении от 4 июня
Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Конституционный Суд в решении от 29 июня
Указанные правовые позиции Конституционного Суда ориентируют государственные органы на последовательную и систематическую реализацию конституционных принципов и норм в нормотворчестве, выработку правовых механизмов, обеспечивающих развитие и защиту конституционных ценностей и гарантирование прав и свобод человека.
2. Действенность правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гарантий их реализации зависит прежде всего от соблюдения конституционного принципа верховенства права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Реализация в нормотворчестве принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности предполагает создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность, непротиворечивость и логическая согласованность правовых норм. На необходимость соблюдения данного принципа Конституционный Суд обращал внимание законодателя в ряде изложенных им правовых позиций.
Так, при оценке конституционности Закона Республики Беларусь «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений» Конституционный Суд на основе анализа соответствующих положений Конституции БССР от 14 апреля 1978 года, Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, сделал вывод о том, что в сфере нормотворческой деятельности Национальное собрание является функциональным правопреемником Верховного Совета и его Президиума, а следовательно, нормативные правовые акты Верховного Совета и его Президиума могут признаваться утратившими силу единым для Национального собрания нормативным правовым актом. В связи с этим Конституционный Суд констатировал обоснованность и правомерность выбора закона как формы нормативного правового акта, которым признаются утратившими силу постановления Верховного Совета и постановления Президиума Верховного Совета.
В решении от 5 июля
Расширение нормами Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам подсудности дел военным судам» подсудности гражданских и уголовных дел межгарнизонным военным судам обусловило необходимость уточнения компетенции указанных судов также в Кодексе о судоустройстве и статусе судей. Однако данным Законом абзац второй части второй статьи 31 названного Кодекса изложен в новой редакции, согласно которой межгарнизонный военный суд рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции. По мнению Конституционного Суда, формулирование законодателем отсылочной нормы вместо конкретного определения компетенции межгарнизонных военных судов свидетельствует о правовом пробеле, нуждающемся в устранении путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс о судоустройстве и статусе судей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в решении от 28 апреля
При проверке конституционности Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму» Конституционный Суд в решении от 19 октября
Учитывая, что проверяемым Законом вносилось изменение в пункт 8 главы 1 Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденной Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 года, Конституционный Суд отметил, что согласно Конституции законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Парламента (часть четвертая статьи 104). Конституционный Суд обратил внимание законодателя на необходимость соблюдения этого требования Конституции, поскольку внесение изменений и дополнений в программные законы законами, нормы которых предусматривают также внесение изменений и дополнений в иные законы, требующие их принятия простым большинством голосов от полного состава палат Парламента, может привести к правовым коллизиям, если нормы программных законов фактически будут приняты простым большинством голосов.
По мнению Конституционного Суда, изложенному в решении от 25 апреля
Конституционный Суд отметил, что возможность продления срока пребывания на государственной службе для отдельных государственных служащих должна быть обусловлена их профессиональными и деловыми качествами и отвечать критериям, предусмотренным в статье 39 Конституции. В связи с этим законодателю в целях обеспечения эффективности государственной службы и исполнения служебных обязанностей государственными служащими следовало бы предусмотреть и разумные сроки продления пребывания на государственной службе для государственных служащих, в том числе судей, достигших 65 лет.
При оценке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека» Конституционный Суд в решении от 9 июля
Конституционный Суд подчеркивает важность соблюдения в нормотворческой деятельности принципа системности и комплексности правового регулирования как одного из условий обеспечения верховенства права. Принимаемые законы не должны содержать пробелов, коллизий правовых норм и правовой неопределенности.
3. Формулируя правовые позиции, Конституционный Суд в ряде решений обращал внимание правоприменителей на то, что нормы закона подлежат применению с учетом конституционно-правового смысла, выявленного и изложенного в решениях Конституционного Суда.
Так, в решении от 25 апреля
Конституционный Суд в решении от 28 июня
В связи с этим Конституционный Суд отметил, что нормы названных законов, которые уточняются Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц», необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Конституционно-правовой смысл данных норм заключается в том, что юридические лица могут обратиться на личном приеме через свои органы или своих представителей. Именно такой подход должен использоваться правоприменителями при реализации юридическими лицами права на обращение в организации.
В решении от 29 июня
Конституционный Суд указал в решении, что поскольку дела о банкротстве рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, то отсутствие в статье 151 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» положения о возможности обжалования определения о завершении ликвидационного производства не исключает права заинтересованных лиц на судебную защиту в порядке и сроки, предусмотренные данным Кодексом.
Выявление конституционно-правового смысла норм законов, рассматриваемых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности, обеспечивает их понимание с точки зрения соответствия Конституции и направлено на исключение неконституционного истолкования данных норм в правоприменительной практике, упреждение тем самым возможного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.
4. Одним из направлений деятельности Конституционного Суда является осуществление обязательного предварительного контроля конституционности законов о ратификации международных договоров Республикой Беларусь путем проверки их конституционности по содержанию норм, форме акта, порядку принятия, а также с точки зрения разграничения компетенции государственных органов при принятии этих законов.
В течение 2012 года Конституционным Судом вынесено 60 решений по результатам проверки конституционности законов о ратификации международных договоров.
Принятые Конституционным Судом в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов решения и сформулированные в них правовые позиции направлены на совершенствование законодательного регулирования соответствующих общественных отношений, гарантирование защиты прав и свобод граждан, других конституционных ценностей, а также на недопущение неконституционности в правоприменительной деятельности.
II
Согласно части четвертой статьи 116 Конституции, части второй статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд дает заключения о конституционности нормативных правовых актов в порядке осуществления последующего конституционного контроля.
В 2012 году уполномоченные субъекты с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались.
Кодексом о судоустройстве и статусе судей закреплено право граждан и организаций на косвенный доступ к конституционному правосудию. В соответствии с частью третьей статьи 22 этого Кодекса государственные органы, не указанные в части второй данной статьи, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.
В государственные органы, уполномоченные непосредственно обращаться в Конституционный Суд, в 2012 году поступило 73 обращения: 68 – от граждан и 5 – от организаций. При этом более половины обращений было адресовано законодательному органу – Национальному собранию.
Инициативу об обращении в Конституционный Суд граждане мотивировали, как правило, исчерпанием всех других доступных средств судебной защиты. В большинстве инициативных обращений ставились вопросы о необходимости проверки нормативных правовых актов или их отдельных положений на соответствие Конституции в связи с наличием в них, по мнению заявителей, необоснованных ограничений конституционных прав и свобод.
Уполномоченные субъекты на основании таких инициативных обращений граждан и организаций с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд также не обращались.
Согласно части второй статьи 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. В 2012 году судами решения на основании указанной нормы Конституции не принимались и вопрос о неконституционности нормативного акта, подлежащего применению, ими не ставился.
Изложенное свидетельствует об актуальности совершенствования конституционного контроля в части введения в связи с этим преюдициального запроса, когда суд, разрешая конкретное дело, в случае возникновения сомнений в конституционности применяемого по делу нормативного правового акта обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности такого акта.
Конституционный Суд также отмечает, что для обеспечения более полной реализации права граждан и организаций на косвенный доступ к конституционному правосудию требуется соответствующее правовое регулирование порядка рассмотрения и принятия решений по инициативным обращениям граждан и организаций к уполномоченным субъектам, что явилось бы действенной мерой реализации закрепленного в статье 60 Конституции права каждого на судебную защиту, включая право на обращение в Конституционный Суд.
III
На основании Конституции и части восьмой статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.
В 2012 году в Конституционный Суд поступило 772 обращения, в том числе 740 обращений граждан и 32 обращения организаций. На основе анализа информации, содержащейся в данных обращениях, Конституционный Суд принял ряд решений, направленных на устранение пробелов, исключение коллизий и правовой неопределенности, создавая тем самым условия для упреждения возможных нарушений прав и свобод граждан, обеспечения их реализации и защиты.
1. В решении от 16 февраля
Конституционным Судом отмечено, что принцип правовой определенности, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан. Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом, лицам, имеющим тяжелое заболевание, которое препятствует дальнейшему отбыванию наказания, должно быть гарантировано рассмотрение судом вопроса о возможности освобождения их от отбывания наказания или замены наказания более мягким с учетом тяжести совершенного преступления, личности осужденного, характера заболевания и других обстоятельств независимо от времени возникновения заболевания: до или после вынесения приговора.
Равенство всех перед законом может быть обеспечено только при условии единообразного понимания и применения правовых норм на практике, что в свою очередь предполагает ясность и определенность законодательного регулирования общественных отношений.
В связи с этим Конституционный Суд признал необходимым внесение в указанную выше статью Уголовного кодекса изменений в части установления возможности освобождения от наказания или замены наказания более мягким лицу, имеющему иное тяжелое заболевание, препятствующее отбыванию наказания, независимо от времени возникновения такого заболевания.
2. С целью исключения правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник, в решении Конституционного Суда от 31 октября
В данном решении Конституционным Судом обращено внимание на то, что отсутствие надлежащего правового регулирования рассматриваемых отношений порождает неоднозначное понимание закона и соответственно отсутствие единообразия в его применении, что влечет нарушение имущественных интересов кредиторов. Это противоречит конституционному принципу верховенства права, из которого вытекает принцип правовой определенности, предполагающий логическую согласованность правовых норм в системе правового регулирования, их ясность, точность и непротиворечивость.
По мнению Конституционного Суда, исключение имеющейся правовой неопределенности возможно путем прямого указания в пункте 2 статьи 366 Гражданского кодекса на возмещение суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся кредитору на основании пункта 1 статьи 366 данного Кодекса, в случаях, предусмотренных законодательством или договором. В связи с этим Совету Министров предложено подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания.
3. В решении Конституционного Суда от 14 ноября
Положения статьи 57 Конституции закрепляют единство обязанности и священного долга гражданина Республики Беларусь по защите своей страны, что придает особую значимость воинской службе по сравнению с иными видами государственной службы и трудовой деятельностью, обусловливает необходимость установления гарантий ее исполнения как по призыву, так и при добровольном поступлении на военную службу.
Рассмотрев указанные нормы в системной связи со статьей 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, Конституционный Суд сделал вывод о том, что возложение на граждан Республики Беларусь обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь означает необходимость применения одинаковых подходов ко всем гражданам, поступающим на военную службу, единую по своей правовой природе.
В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь Конституционным Судом признано необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
4. На основе обращений граждан Конституционным Судом принято также решение от 28 ноября
С учетом конституционного принципа верховенства права и принимая во внимание конституционную обязанность государства гарантировать закрепленные в законах права и свободы граждан, а также положение части первой статьи 23 Конституции, допускающее возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что установленное в Трудовом кодексе Республики Беларусь право работника на компенсацию расходов при служебных командировках не может быть ограничено нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Данные министерства фактически вышли за пределы предоставленных им полномочий, поскольку установленное ими правовое регулирование порядка и размеров возмещения расходов исключает в отдельных случаях возможность реализации работником права на компенсацию расходов по проезду. Такое определение порядка и размеров компенсации командировочных расходов приводит к коллизии соответствующих положений актов указанных республиканских органов государственного управления с нормами данного Кодекса.
Конституционный Суд, основываясь на конституционном принципе верховенства права, принципах законности и справедливости, положениях статьи 23 Конституции в их взаимосвязи, с учетом статьи 95 Трудового кодекса указал на необходимость устранения коллизии в правовом регулировании порядка и размеров возмещения работникам расходов по проезду при служебных командировках.
Принимая решения о необходимости устранения в нормативных правовых актах пробелов, исключения коллизий и правовой неопределенности, Конституционный Суд исходил из того, что права и свободы человека должны определять содержание и надлежащее применение нормативных правовых актов. При обосновании выводов и правовых позиций Конституционный Суд руководствовался также конституционными положениями, обязывающими государство создавать условия для реализации и обеспечения защиты прав и свобод человека.
IV
Конституционный Суд отмечает, что государственными органами Республики Беларусь проводится последовательная работа по исполнению решений Конституционного Суда путем принятия новых нормативных правовых актов, внесения необходимых изменений и дополнений в акты законодательства.
В течение 2012 года исполнено 13 решений Конституционного Суда, в том числе путем реализации в законодательных актах правовых позиций, изложенных в решениях.
1. Правовые позиции Конституционного Суда, выраженные в ряде решений, учтены законодателем в нормах Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 года.
Так, в Заключении от 27 июня
Конституционным Судом в решении от 6 апреля
2. В решениях Конституционного Суда от 19 ноября
3. В решении от 6 ноября
4. Правовая позиция Конституционного Суда, выраженная в решении от 11 октября
5. За период реализации полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов Конституционным Судом в решениях сформулировано более 70 правовых позиций, из них в 2012 году – 20, в которых указывалось на выявленные в проверяемых законах правовые пробелы, а также обосновывалась необходимость реализации правовых позиций Конституционного Суда в актах законодательства и правоприменительной практике. При этом Конституционный Суд не подменял законодателя, правомочного осуществлять официальное толкование принятого им закона, уточнять тот или иной законодательный подход.
Конституционный Суд отмечает, что в последнее время законодатель учитывает правовые позиции Конституционного Суда, изложенные им по результатам осуществления указанного контроля конституционности законов.
Так, проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», Конституционный Суд в решении от 26 декабря
Приведенная правовая позиция реализована в Законе Республики Беларусь от 26 октября 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» путем закрепления нормы, согласно которой названный порядок устанавливается законодательными актами.
Однако в некоторых случаях при принятии законов законодателем не были учтены правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в ранее принятых решениях. Например, в решении Конституционного Суда от 27 декабря
6. Реализуя полномочие излагать свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями или их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституционный Суд в решении от 7 апреля
Данная позиция Конституционного Суда реализована законодателем в Законе Республики Беларусь от 2 мая 2012 года «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», согласно которому депутат Палаты представителей, член Совета Республики не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.
В целом положительно оценивая исполнение решений, Конституционный Суд обращает внимание на недопустимость затягивания процесса подготовки проектов нормативных правовых актов, учитывающих позиции Конституционного Суда, и их принятия, поскольку это может привести к ненадлежащему урегулированию соответствующих общественных отношений в течение продолжительного времени. Вместе с тем государственные органы и должностные лица должны исходить из необходимости поддержания доверия граждан к правосудию и деятельности органов государственной власти и создавать условия для своевременного обеспечения и защиты прав и свобод граждан и других конституционных ценностей.
V
1. Конституционный Суд констатирует, что в 2012 году на законодательном уровне вырабатывались и совершенствовались правовые механизмы, обеспечивающие более полную реализацию конституционных прав и свобод граждан во всех сферах жизни общества и государства.
При осуществлении обязательного предварительного контроля все законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики, признаны Конституционным Судом соответствующими Конституции.
Исходя из понимания конституционной законности как режима неукоснительного соблюдения Конституции всеми субъектами конституционных правовых отношений, Конституционный Суд установил, что в 2012 году в законотворческом процессе не было допущено существенных нарушений конституционных принципов и норм.
2. Конституционный Суд отмечает, что конституционные ценности и цели становятся правовыми стандартами и главными ориентирами в законодательной деятельности. При этом необходимы поддержание их баланса и недопущение умаления с учетом как общечеловеческих ценностей и европейских демократических стандартов, так и национальных особенностей построения демократического социального правового государства.
3. Важными гарантиями обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц являются разумная стабильность и предсказуемость правового регулирования. Конституционный Суд обращает внимание на то, что в законодательной политике должен обеспечиваться принцип предсказуемости как важнейшее условие уверенности участников общественных отношений в стабильности своего правового статуса, формирования доверия к законодательным актам и их безусловного исполнения.
4. Конституционный Суд считает, что в целях повышения эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечения надлежащего качества нормативных правовых актов и их реализации необходимо внедрение правового мониторинга как системной деятельности государственных и иных организаций по оценке действенности национального законодательства. Правовой мониторинг должен использоваться для анализа результативности воздействия права на общественные отношения, определения приоритетов и достижения целей в общественном и социально-экономическом развитии, государственном строительстве.
5. Важнейшими составляющими основ конституционного строя и в то же время фундаментальными конституционными ценностями являются права и свободы человека, справедливость и равенство. Гарантии их реализации и обеспечения представляют собой важнейшую конституционную цель, а также обязанность государства. В связи с этим государственные органы и должностные лица должны принимать все необходимые меры по созданию надлежащих условий для их развития на современном этапе.
Права и свободы человека, будучи главным ориентиром в жизнедеятельности общества, выступают в качестве его основы, что обусловливает необходимость повышения уровня правосознания, формирования конституционной культуры, конституциализации общественных отношений.
Исходя из этого, Конституционный Суд полагает, что в укрепление конституционной законности должны вносить свой вклад не только государственные органы и должностные лица, ответственные за создание конституционного правопорядка, но и граждане, организации, а также институты гражданского общества, что обеспечит верховенство права во всех сферах жизни общества и государства, последовательное развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 22 января 2013 г.
Председательствующий –
Председатель Конституционного
Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевич