26 декабря 2012 г. № Р-788/2012
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря
Законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с правовой охраной коммерческой тайны.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); государственные органы, должностные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
В Конституции предусмотрено также, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации об экономической жизни (часть первая статьи 34).
Положения Закона направлены на регулирование отношений в сфере коммерческой тайны с учетом указанных конституционных норм и принципов.
1. В соответствии со статьей 1 Закона коммерческая тайна представляет собой сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям данного Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.
В статье 5 Закона предусматривается, что режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям: не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями; имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам; не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; не отнесены в установленном порядке к государственным секретам. Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду.
При оценке указанных положений Закона во взаимосвязи с нормами статьи 6 Закона, определяющей перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, Конституционный Суд исходит из того, что Закон, устанавливая правовой режим коммерческой тайны, посредством защиты информации, имеющей для их владельцев коммерческую ценность, обеспечивает таким образом правовую защиту их коммерческих интересов и, соответственно, максимально выгодное использование информации в предпринимательской деятельности. Тем самым создаются условия для реализации предоставленных Конституцией равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; гарантий всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая, четвертая статьи 13 Конституции).
Указанные нормы Закона согласуются и с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года, заключенного в рамках Всемирной торговой организации. В соответствии с пунктом 2 статьи 39 этого Соглашения физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:
a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;
b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность;
c) является объектом надлежащих в данных обстоятельствах шагов, направленных на сохранение ее секретности со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.
2. Положениями Закона определяется режим коммерческой тайны, включающий следующие меры: ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с носителями коммерческой тайны, а также контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне; регулирование отношений, связанных с доступом работников к коммерческой тайне, на основании трудового договора (контракта), а также на основании обязательства о неразглашении коммерческой тайны; регулирование отношений, связанных с доступом контрагентов к коммерческой тайне на основании гражданско-правового договора; определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну (статья 8). В Законе закрепляется возможность изменения и отмены режима коммерческой тайны (статья 9); устанавливается субъект права на введение такого режима (статья 7).
Нормы статьи 11 Закона определяют право доступа к коммерческой тайне. Так, доступ к коммерческой тайне предоставляется с согласия ее владельца, а без такого согласия по требованию: суда – по находящимся в его производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по находящимся у него на исполнении исполнительным документам; прокурора или его заместителя; органов дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам; органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых и таможенных органов; антимонопольных органов; других государственных органов и иных лиц, определенных законодательными актами.
Государственные органы и иные лица, получившие в соответствии с их требованием доступ к коммерческой тайне, обязаны создать условия, обеспечивающие соблюдение конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Должностные лица государственных органов, а также работники иных лиц не вправе разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, или предоставлять доступ третьим лицам к сведениям, ставшим известными им в силу выполнения трудовых (служебных) обязанностей и составляющим коммерческую тайну
(статья 12 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что Конституция, гарантируя гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации, в то же время предусматривает, что пользование информацией может быть ограничено (части первая, третья статьи 34). Это согласуется с положениями части первой статьи 23 Конституции о возможности ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах прав и свобод других лиц, что относится и к праву на информацию.
По мнению Конституционного Суда, законодатель вправе определять перечень сведений, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, и режим коммерческой тайны, устанавливать порядок доступа к коммерческой тайне в целях обеспечения баланса интересов ее обладателей и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также реализации лицом, обладающим сведениями, составляющими коммерческую тайну, права на защиту информации.
3. Закрепленные в Конституции права на имущество (части вторая, четвертая статьи 13) нашли развитие в нормах Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которым имущественные отношения основываются на принципе равенства участников гражданских отношений и принципе свободы договора (часть вторая статьи 2). Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (часть третья статьи 2 Гражданского кодекса). В качестве такого условия может быть предусмотрена обязанность контрагента соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну.
В Законе устанавливается норма, согласно которой соглашение о конфиденциальности, а также любой иной гражданско-правовой договор с контрагентом, закрепляющий обязательства по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, должны быть оформлены в письменной форме и должны содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, или порядок их определения, пределы использования этих сведений, а также указание о сроке, в течение которого контрагент обязан обеспечивать их конфиденциальность, в том числе в случае расторжения или отказа от исполнения договора (часть вторая статьи 14).
Законодатель предусматривает обязанности работников по соблюдению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ.
В соответствии со статьей 17 Закона владелец коммерческой тайны заключает с лицом, состоящим с ним в трудовых отношениях, обязательство о неразглашении коммерческой тайны, которое согласно статье 1 Закона является гражданско-правовым договором, определяющим взаимные обязательства сторон, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Конституционный Суд считает, что установление в Законе механизма охраны коммерческой тайны в рамках договорных отношений со стороной гражданско-правового договора, которой владелец коммерческой тайны предоставил доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также с работниками, доступ которых к коммерческой тайне необходим для выполнения ими трудовых (служебных) обязанностей, имеет целью обеспечение баланса между принципом свободы заключения договора и случаями заключения договора с соблюдением законодательно оговоренных условий, гарантирует защиту информации, составляющей коммерческую тайну, и направлено на реализацию положений статей 13 и 34 Конституции.
4. Конституция закрепляет равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22) и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть первая статьи 60).
На основании и в развитие указанных конституционных норм в Законе устанавливается, что за действия (бездействие), повлекшие незаконное ознакомление со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или за незаконное использование этих сведений, а также за разглашение коммерческой тайны физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами (статья 18).
5. В Законе закрепляется обязанность нанимателя надлежащим образом ознакомить работника с категориями сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя; установленным им режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну (часть первая статьи 15).
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона статья 47 Трудового кодекса Республики Беларусь дополняется пунктом 6, предусматривающим возможность увольнения в случаях неподписания работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо разглашения коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ.
В соответствии со статьей 52 Конституции каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию и законы. Конституционный Суд отмечает в связи с этим, что усиление ответственности работников за незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, направлено на защиту информации, составляющей коммерческую тайну, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
6. Согласно статье 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, который предполагает обеспечение правовой определенности при регулировании общественных отношений.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты путем их взаимного согласования приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений (статья 5), с соблюдением принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений (статья 7).
Указанное предписание реализуется нормами Закона, которыми вносятся изменения и дополнения в Гражданский и Трудовой кодексы по вопросам, относящимся к коммерческой тайне.
Закон в целом направлен на обеспечение комплексного правового регулирования общественных отношений в сфере охраны коммерческой тайны.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич