9 июля 2012 г. № Р-756/2012
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 июня
Законом предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в части уточнения субъектов, которым предоставляется право на пенсию в Республике Беларусь, определения термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении», согласования отдельных положений указанного Закона с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции Республика Беларусь провозглашена социальным правовым государством, в котором устанавливается принцип верховенства права, а человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 7, часть первая статьи 2).
В соответствии с частью второй статьи 21 Конституции каждый имеет право на достойный уровень жизни.
В Конституции установлено также, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47).
В силу требований части первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Приведенные конституционные положения согласуются с правилами, закрепленными прежде всего в основополагающих международно-правовых актах по правам человека.
Так, в статье 22 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурами и ресурсами каждого государства.
Право каждого на социальное обеспечение, в том числе социальное страхование, закреплено в статье 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом в силу статьи 2 указанного Пакта каждое участвующее в нем государство обязуется в индивидуальном порядке принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в данном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер.
Участвующие в указанном Пакте государства обязуются гарантировать, что провозглашенные в нем права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (пункт 2 статьи 2), а также признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с данным Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (статья 4).
Нормы Закона как устанавливающие согласно части третьей статьи 21 Конституции гарантии прав граждан Республики Беларусь, закрепленных в законах и предусмотренных международными обязательствами государства, в целом направлены на реализацию и дальнейшее развитие конституционных положений.
2. Дополнением, вносимым пунктом 2 статьи 1 Закона в пункт «д» части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении», определяется термин «трудоспособное лицо» для целей данного пункта. Тем самым реализуется правовая позиция, изложенная в решении Конституционного Суда от 27 сентября
В пункте «д» части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении» устанавливается, что в стаж работы засчитывается период осуществляемого трудоспособным лицом ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе. При этом с учетом вносимого дополнения для целей применения указанного пункта трудоспособным лицом предусматривается признать лицо, достигшее 16 лет, но не старше возраста, установленного в статье 11 данного Закона, неработающее, не занимающееся предпринимательской деятельностью, не обучающееся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающее пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату или ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством.
Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на то, что при определении термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении» законодатель не в полной мере реализовал принцип правовой определенности, вытекающий из конституционного принципа верховенства права.
В частности, наряду с возрастным критерием в качестве принципиального условия законодатель предусматривает неполучение лицом каких-либо выплат социального характера (пенсий, пособий и др.).
Однако устанавливаемые Законом выплаты не являются однородными как по своей природе, так и по целевой направленности. В частности, ежемесячные страховые выплаты, которые лицо получает по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, носят самостоятельный компенсационный характер и не всегда свидетельствуют о нетрудоспособности лица, их получающего. В то же время при осуществлении ухода за лицами, подпадающими под действие пункта «д» части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении», получение таких страховых выплат лицом, осуществляющим уход, исключает возможность зачета периода ухода в стаж его работы.
Подтверждая правовую позицию, изложенную в вышеназванном решении от 27 сентября
В связи с этим Конституционный Суд полагает, что задача законодателя заключается не только в обеспечении правового регулирования возникающих при этом отношений, но и в создании таких правовых механизмов, которые не ослабляли бы социальную защищенность граждан, нуждающихся в социальной поддержке и постоянном уходе, не создавали предпосылок для формирования возможных конфликтных ситуаций между ними и гражданами, способными осуществлять такой уход, но по смыслу законодательного определения термина «трудоспособное лицо» не подпадающими под данную категорию.
Конституционный Суд отмечает, что указанный вопрос сохраняет свою актуальность и может быть разрешен в ходе дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в данной сфере.
3. Согласно пункту 3 статьи 1 Закона статья 73 Закона «О пенсионном обеспечении», касающаяся размеров социальных пенсий, излагается в новой редакции. По сравнению с действующей редакцией уточняется формулировка абзаца пятого указанной статьи путем отнесения к числу инвалидов III группы также инвалидов с детства. Тем самым обеспечиваются ясность и непротиворечивость в регламентации вопросов исчисления социальных пенсий инвалидам с детства для всех трех групп инвалидности.
Размеры социальных пенсий, исчисляемых для всех категорий граждан, подпадающих под действие указанной статьи, определяются в процентном отношении к наибольшей величине утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала и увеличиваются на 20 процентов по сравнению с действующими размерами, установленными в указанной статье (за исключением лиц, достигших возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет).
По мнению Конституционного Суда, такое законодательное решение вытекает из выполнения государством своей социальной функции, направленной в том числе на поддержку и всемерное оказание помощи социально нуждающимся слоям населения; одновременно положения Закона «О пенсионном обеспечении» согласовываются с положениями вышеназванного Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич