Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 июня 2012 г. № Р-734/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

В Законе определяются правовые и организационные основы государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь, в том числе основные принципы государственной инновационной политики, формы государственного регулирования и содержание инновационной деятельности, инновационная инфраструктура и ее субъекты, а также источники финансирования и формы стимулирования инновационной деятельности.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Осуществление государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечение направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях провозглашены в части пятой статьи 13 Конституции в качестве одной из основ конституционного строя.

 

Конституционный Суд отмечает, что положения Закона, определяющие целью государственной инновационной политики создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а одной из основных ее задач – обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества (часть первая, абзац второй части второй статьи 4), в их взаимосвязи с положениями, устанавливающими правовые механизмы стимулирования и реализации инновационных проектов, имеют социальную направленность и согласуются с приведенной конституционной нормой.

 

2. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13 Конституции).

 

Сущность конституционного равенства прав и возможностей участников инновационной деятельности выражена в положениях Закона о свободном и открытом доступе субъектов хозяйствования всех форм собственности к реализации мероприятий государственной инновационной политики (абзац третий статьи 8); о равенстве субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры независимо от их форм собственности при стимулировании государством инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики (статья 34).

 

При этом положениями Закона об основных задачах и принципах государственной инновационной политики, о государственно-частном партнерстве, формировании и реализации инновационных проектов, финансировании инновационной деятельности (статьи 4, 5, 8, 20, 29–31) круг субъектов, которые могут осуществлять инновационную деятельность, не ограничивается: к ним могут относиться как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

 

Предусматриваемые Законом положения о формировании и осуществлении государственной инновационной политики исходя из принципов свободы научного и технического творчества, защиты интеллектуальной собственности (абзацы второй и третий статьи 5), государственной поддержке создания инновационных товаров (статья 21), возможности проведения государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов (статья 24) и финансирования инновационной деятельности за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (статьи 29–31) отвечают также таким конституционным требованиям, как гарантирование свободы научного и технического творчества, охрана интеллектуальной собственности законом, содействие государства развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (части вторая, третья и четвертая статьи 51 Конституции).

 

3. В статье 36 Закона закрепляются положения об особенностях стимулирования инновационной деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, в соответствии с которыми для указанных субъектов при формировании инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусматривается резервирование средств в размере не менее 10 процентов от общего объема финансирования.

 

Установление особого режима финансирования для определенного Законом круга субъектов отвечает части второй статьи 23 Конституции, в силу которой никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, ранее выраженную им в решении от 22 июня 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», согласно которой принцип равенства всех перед законом с учетом положений статей 22 и 23 Конституции не исключает обоснованной дифференциации правового регулирования, имеющей целью установить правовые различия в правах участников гражданского оборота, при условии, что используемые для достижения этого правовые средства являются разумными и соразмерными защищаемым ценностям и целям.

 

4. В статье 1 Закона приводятся определения таких используемых в нем основных терминов, как «инновация», «инновационная деятельность», «венчурный проект», «трансфер технологий». Законодательное определение этих терминов, по мнению Конституционного Суда, будет способствовать однозначному их пониманию и формированию единообразной правоприменительной практики. Данный подход отвечает вытекающему из принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) принципу правовой определенности, предполагающему ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм.

 

Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97), Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).

 

Таким образом, порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предоставленной им Конституцией.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич