Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 июня 2012 г. № Р-733/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон принят в целях реализации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года (далее – Соглашение), заключенного правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также уточнения компетенции органов, уполномоченных принимать нормативные правовые акты по вопросам признания товарных знаков общеизвестными.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с частью первой статьи 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, вступившей в силу для Республики Беларусь 31 мая 1986 года, закрепляется общепризнанный принцип международного права рacta sunt servanda, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

 

Конституционный Суд отмечает, что Законом во исполнение указанных конституционной нормы и международных обязательств Республики Беларусь приводятся в соответствие с положениями Соглашения нормы некоторых законов Республики Беларусь.

 

2. Согласно Конституции интеллектуальная собственность охраняется государством (часть третья статьи 51).

 

В соответствии с абзацами третьим и четвертым подпункта 2 статьи 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания относятся к объектам интеллектуальной собственности.

 

Конституционный Суд считает, что предусмотренные Законом изменения и дополнения, вносимые в ГК, законы Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» и «О географических указаниях», направлены на усиление охраны интеллектуальной собственности и создание дополнительных условий для совершенствования механизма реализации указанных конституционных норм.

 

В частности, в статье 1 Закона предусматривается обязательная регистрация лицензионного договора, договора уступки права на товарный знак, договора о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак (далее – лицензионные договоры), и устанавливается, что без такой регистрации данные договоры считаются недействительными (пункт 6).

 

На реализацию конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц направлены, в частности, предписания Закона, закрепляющие возможность полного исполнения лицензионных договоров, заключенных до его вступления в силу, без их приведения в соответствие с положениями Закона (статья 4). Конституционный Суд отмечает, что статья 4 Закона согласуется с положениями Конституции, в соответствии с которыми закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан (часть шестая статьи 104), а также с пунктом 2 статьи 392 ГК, допускающим возможность не приводить в соответствие с законодательством условия заключенного договора, если после заключения и до прекращения его действия принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при его заключении. Данная норма Закона выступает гарантией стабильности договорных отношений и тем самым защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

 

3. При определении в Законе (пункт 3 статьи 2, пункт 1 статьи 3) наименования места происхождения товара законодатель связывает особые свойства товара только с природными условиями и (или) людскими факторами, а не с любыми факторами, как предусмотрено в ГК и Законе «О географических указаниях». По мнению Конституционного Суда, посредством уточнения термина «наименование места происхождения товара» устраняется правовая неопределенность, выражающаяся в неоднозначности данного термина.

 

Указанное законодательное регулирование будет способствовать формированию единообразного применения нормативных положений, касающихся регистрации наименования места происхождения товара, а также выступать в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, подавших заявку на его регистрацию. Кроме того, это отвечает требованиям системности и комплексности правового регулирования общественных отношений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, согласованности нормативных правовых актов между собой.

 

4. Во исполнение статьи 13 Соглашения, предусматривающей обязательство договаривающихся государств закрепить в национальном законодательстве принцип исчерпания исключительного права на товарный знак в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств – участников Соглашения непосредственно правообладателем или с его согласия, Законом вводится региональный принцип исчерпания права на товарный знак вместо национального принципа исчерпания права на товарный знак. В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона вносится изменение в пункт 5 статьи 20 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания», согласно которому не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств – участников Соглашения.

 

При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что закрепление в Законе регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак (вместо национального принципа) не следует рассматривать как ограничение прав владельцев товарных знаков в Республике Беларусь, поскольку это не ведет к утрате прав владельцев товарных знаков на их использование в государствах – участниках Соглашения и основано на балансе интересов владельцев товарных знаков в данных государствах.

 

5. Согласно статье 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

 

В развитие указанной конституционной нормы, а также положений пункта 1 статьи 3 Соглашения в целях более полного обеспечения прав иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства Законом (абзац второй пункта 3 статьи 3) из Закона «О географических указаниях» исключается норма, предусматривающая для этих лиц особый порядок ведения дел по получению свидетельств на право пользования наименованиями мест происхождения товаров.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                     П.П.Миклашевич