О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 июня 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
В Законе определяются правовые и организационные основы деятельности органов государственной безопасности Республики Беларусь, устанавливаются обязанности и права органов государственной безопасности и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной безопасности и членов их семей.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1).
С учетом принципа верховенства права государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21).
На конституционном уровне закреплена обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59 Конституции).
Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных норм и принципов.
1. В Законе (статьи 1–4) определяется назначение органов государственной безопасности, устанавливаются основные задачи, правовая основа и принципы деятельности органов государственной безопасности.
Так, в статье 4 Закона в качестве одного из принципов деятельности органов государственной безопасности закрепляется принцип уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства. Данный принцип является основополагающим при осуществлении деятельности органов государственной безопасности, в связи с чем его реализация гарантируется государством (часть первая статьи 5 Закона). Указанные положения основаны на нормах Конституции, согласно которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статьи 2, 21, 53).
2. С требованиями статьи 28 Конституции, закрепляющей право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство, согласуются положения части пятой статьи 5 Закона, устанавливающие, что органы государственной безопасности не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения о его частной жизни, если иное не предусмотрено Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
3. Статьями 7 и 8 Закона определяются полномочия Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов государственной безопасности.
Такой подход согласуется с частью второй статьи 79 Конституции, в соответствии с которой Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, а также с абзацами шестым и десятым статьи 107 Конституции, в силу которых Правительство Республики Беларусь принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, национальной безопасности, борьбе с преступностью, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь.
4. В Законе в целях реализации основных задач органов государственной безопасности, включая защиту независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военной, научно-технологической, информационной, социальной, демографической и экологической сферах (абзац второй части первой статьи 2), определяются основные направления деятельности органов государственной безопасности: контрразведывательная деятельность, внешняя разведка, борьба с преступностью, организация правительственной и оперативной связи (статьи 9–12); устанавливаются система органов государственной безопасности (статья 13), порядок комплектования органов государственной безопасности и прохождения военной службы в органах государственной безопасности (статьи 24–26). Положениями Закона предусматриваются обязанности и права органов государственной безопасности и их сотрудников (статьи 15–18), в том числе право органов государственной безопасности в целях выполнения задач, возложенных на эти органы, в пределах своей компетенции осуществлять оперативно-розыскную деятельность, создавать специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также по пресечению актов терроризма и иных общественно опасных посягательств (абзацы второй и седьмой части первой статьи 17 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что нормы Закона направлены на реализацию основных задач органов государственной безопасности как государственных органов, являющихся составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивающих в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
5. Положениями Закона устанавливается ряд ограничений прав и свобод граждан. Так, предусматривается, что сотрудники органов государственной безопасности в целях выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, в пределах своей компетенции имеют право ограничивать граждан, состоящих на профилактическом учете в органах государственной безопасности, в праве на выезд из Республики Беларусь (абзац двенадцатый части первой статьи 17 Закона); проверять у должностных лиц и иных граждан документы, удостоверяющие личность, и иные документы, если имеются основания подозревать их в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности, административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс, а также осуществлять задержание таких лиц; производить на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, личный обыск задержанных лиц, осмотр вещей, изъятие документов и вещей, которые могут являться вещественными доказательствами совершения правонарушения (абзацы второй и третий части первой статьи 18 Закона).
Конституционный Суд полагает, что ограничения, устанавливаемые в Законе, отвечают требованию части первой статьи 23 Конституции, согласно которому ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в том числе в интересах национальной безопасности. Данные нормы не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, принимаются только в установленных Законом случаях, соразмерны защищаемым государственным и общественным интересам и выступают средством правовой защиты национальной безопасности, прав и свобод граждан.
Конституционный Суд отмечает, что установление ограничений прав и свобод личности не исключается и нормами международных актов. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
6. На защиту прав и законных интересов граждан и организаций в случае их нарушений сотрудниками органов государственной безопасности направлены положения статьи 5 Закона, согласно которым граждане и организации, полагающие, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов государственной безопасности, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий орган государственной безопасности либо вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд (часть третья); руководитель соответствующего органа государственной безопасности в случае нарушения сотрудниками органов государственной безопасности прав и свобод граждан обязан принять меры по защите и восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного вреда и привлечению виновных к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь (часть шестая).
Такой подход соответствует части первой статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
7. В Законе (статьи 27–33) устанавливаются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной безопасности. В частности, предусматривается положение о том, что сотрудники органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства (часть первая статьи 27); закрепляются права сотрудников органов государственной безопасности на обоснованный профессиональный риск (статья 28), на обеспечение безопасности сотрудников органов государственной безопасности и их близких (статья 29), на обязательное государственное страхование сотрудников органов государственной безопасности (статья 32). Нормами статьи 33 Закона регламентируются отношения, связанные с социальной защитой сотрудников органов государственной безопасности, граждан, уволенных с военной службы из органов государственной безопасности, и членов их семей.
Конституционный Суд отмечает, что служба в органах государственной безопасности – это вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Сотрудники органов государственной безопасности при выполнении возложенных на них задач осуществляют конституционно значимые функции, в том числе сопряженные с обоснованным профессиональным риском, в связи с чем государство гарантирует правовую и социальную защиту сотрудников органов государственной безопасности и их близких, что согласуется со статьями 2, 21 и 47 Конституции.
8. В статьях 24–26 Закона предусматриваются требования к лицам, принимаемым на службу (работу) в органы государственной безопасности. Так, в соответствии с частью второй статьи 24 лица, принимаемые на службу (работу) в органы государственной безопасности, подчиненные им воинские части и другие организации, проходят проверку на предмет пригодности к службе (работе) в органах государственной безопасности (включающую изучение достоверности сообщаемых ими сведений и выявление обстоятельств, препятствующих приему на службу (работу)) в порядке, установленном Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. Сотрудникам органов государственной безопасности, а также лицам гражданского персонала органов государственной безопасности, подчиненных им воинских частей и других организаций запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников; они обязаны соблюдать ограничения, связанные с военной (государственной) службой, а также установленные законодательными актами Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией (части четвертая и пятая статьи 26 Закона).
По мнению Конституционного Суда, положения Закона, предусматривающие требования к сотрудникам органов государственной безопасности, в соответствии с которыми ими могут быть граждане Республики Беларусь, способные по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию, уровню физической подготовки и состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности (часть вторая статьи 26 Закона), направлены на реализацию основных задач органов государственной безопасности, так как профессиональная деятельность сотрудников органов государственной безопасности осуществляется в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и направлена на обеспечение выполнения функций государственного органа.
Закрепляемые в Законе требования допустимы, поскольку конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Данная правовая позиция была выражена Конституционным Судом в ранее принятом решении от 23 декабря 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич