28 июня 2012 г. № Р-715/2012
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2011 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2011 год», Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2011 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 июня
Законом утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2011 год по доходам в сумме 29 573 468 035,9 тыс. рублей и по расходам в сумме 27 500 201 262,2 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 2 073 266 773,7 тыс. рублей.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Социальная защита граждан относится к приоритетным направлениям государственной политики и основывается на положениях Конституции, согласно которым Республика Беларусь провозглашена социальным правовым государством (часть первая статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2); каждый имеет право на достойный уровень жизни (часть вторая статьи 21).
Законом «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год» (далее – Закон о бюджете Фонда на 2011 год) бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – бюджет Фонда) на 2011 год был утвержден по доходам в сумме 20 691 360 225 тыс. рублей, по расходам – 20 494 351 225 тыс. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 197 009 000 тыс. рублей.
В процессе исполнения бюджета Фонда его показатели в части увеличения объемов доходов и расходов были уточнены указами Президента Республики Беларусь от 30 августа
2. Из отчета об исполнении бюджета Фонда за 2011 год следует, что его доходная часть исполнена в основном за счет взносов на государственное социальное страхование, размер которых составил 28 801 633 012,9 тыс. рублей, в том числе обязательных страховых взносов в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 28 579 778 684,2 тыс. рублей, взносов на профессиональное пенсионное страхование – 221 854 328,7 тыс. рублей.
Конституционный Суд отмечает, что в структуре взносов на государственное социальное страхование основную долю составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, что согласуется с положением Конституции, предусматривающим обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56).
3. За счет средств бюджета Фонда в 2011 году осуществлялись расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, семьям, воспитывающим детей, на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования, а также финансировались мероприятия по обеспечению занятости населения, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
Согласно отчету об исполнении бюджета Фонда за 2011 год основная часть расходов приходилась на выплату трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат и др., что согласуется с конституционной нормой о социальном государстве и направлено на реализацию важнейшего конституционного права граждан – права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47 Конституции).
Исполнение расходной части бюджета Фонда за 2011 год служит также целям обеспечения закрепленных в Конституции гарантий государственной социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть первая статьи 32), создания условий для полной занятости населения (часть вторая статьи 41) и охраны здоровья граждан (статья 45).
4. Согласно Конституции в Республике Беларусь в соответствии с законом могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
В пункте 2 статьи 23 Бюджетного кодекса предусмотрено, что составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и данным Кодексом; в случае утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2011 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь О.Г.Сергеева