17 мая 2012 г. № Р-707/2012
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 3 мая
Закон принят с целью обеспечения комплексности правового регулирования в сфере создания, учреждения, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов.
Согласно части первой статьи 1 Закона под официальными геральдическими символами понимаются учрежденные соответствующими государственными органами (должностными лицами), иными организациями символы, отражающие исторические, географические, национальные, социальные, культурные, топонимические и другие традиции и особенности, указывают на должностную, профессиональную или иную принадлежность, являются формой поощрения за вклад в развитие и совершенствование деятельности государственного органа, другой организации.
В Законе устанавливается, что его действие не распространяется на определение правового статуса орденов, медалей и нагрудных знаков к почетным званиям Республики Беларусь, а также на правовое регулирование вопросов государственных символов Республики Беларусь (часть вторая статьи 3).
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 15 Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия. В статье 54 Конституции предусмотрена обязанность каждого беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.
Данным конституционным положениям соответствует закрепляемый в абзаце третьем статьи 5 Закона такой основной принцип создания, учреждения, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов, как сохранение общегосударственных интересов, исторических, национальных, социальных, культурных и других традиций, геральдических правил, которые относятся к официальным геральдическим символам.
Положениями части третьей статьи 10 Закона предусматривается, что основаниями для вынесения Геральдическим советом при Президенте Республики Беларусь экспертного заключения о нецелесообразности учреждения официального геральдического символа могут быть:
несоответствие документов, представленных для проведения обязательной геральдической экспертизы официальных геральдических символов, требованиям, содержащимся в Законе;
тождественность официального геральдического символа другому символу, ранее внесенному в Государственный геральдический регистр Республики Беларусь, или зарегистрированному в установленном порядке товарному знаку;
использование в качестве официального геральдического символа элемента, вошедшего в общее применение с иным смыслом;
нарушение геральдических правил, несоответствие общегосударственным интересам, историческим, национальным, социальным, культурным, профессиональным и другим традициям;
неисполнение требований, согласно которым официальные геральдические символы не должны служить целям осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности.
Конституционный Суд обращает внимание на то, что при вынесении экспертного заключения о нецелесообразности учреждения официального геральдического символа на указанных основаниях необходимо в полной мере учитывать конституционное право граждан на свободу художественного и научного творчества (часть вторая статьи 51 Конституции).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб афіцыйных геральдычных сімвалах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич