17 мая 2012 г. № Р-704/2012
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 апреля
Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь об образовании.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25); родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (часть третья статьи 32); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Согласно Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятым 29 ноября 1985 года резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН, государства – члены ООН должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений (правило 1.2).
С учетом приведенных конституционных и международно-правовых норм и принципов Конституционный Суд оценивает конституционность Закона.
2. В соответствии с Законом уточняется наименование органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также Министерство образования Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и их территориальные органы (пункт 3 статьи 4). Кроме того, расширяется и конкретизируется перечень категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (пункт 4 статьи 4 Закона).
Внесение Законом изменений и дополнений имеет целью повышение эффективности деятельности органов, учреждений и иных организаций по выявлению и устранению причин и условий, способствующих негативным социальным явлениям в молодежной среде, в том числе совершенствование профилактической работы среди подростков, склонных к противоправному поведению.
Нормативные предписания Закона согласуются с Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятыми 14 декабря 1990 года резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которыми предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе (принцип 1).
Конституционный Суд считает, что такой законодательный подход согласуется с положениями Конституции о том, что семья и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
3. Нормами Закона вводится запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) с 23 до 6 часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц (пункт 22 статьи 4) и устанавливается административная ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанности по сопровождению несовершеннолетних вне жилища в ночное время (пункт 2 статьи 3).
Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование направлено на повышение уровня безопасности детей и подростков, укрепление гарантий защиты их жизни и здоровья, а также предупреждение вовлечения их в совершение преступлений и иных общественно опасных действий.
Вводимый Законом запрет относительно свободного нахождения несовершеннолетних вне жилища в ночное время без сопровождения взрослых лиц в определенной мере ограничивает предусмотренное Конституцией право на свободу (часть первая статьи 25), включая право свободно передвигаться в пределах Республики Беларусь (статья 30).
Однако, по мнению Конституционного Суда, такие меры социально оправданны и отвечают положениям Конституции, согласно которым ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах общественного порядка (часть первая статьи 23). Эти меры не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в установленных Законом случаях, соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности.
Установление административной ответственности родителей (опекунов, попечителей) основывается на норме Конституции, которая возлагает на родителей и лиц, их заменяющих, обязанность воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (часть третья статьи 32).
Кроме того, предусматриваемые Законом меры согласуются с положениями статьи 27 Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которыми родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание должностных лиц органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на необходимость такого применения норм Закона, которое исключало бы необоснованное привлечение к административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в случаях, когда подростки в силу уважительных причин (извинительных обстоятельств) находятся в ночное время вне жилища без сопровождения взрослых лиц.
4. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополняется статьей 301, согласно которой в случае обнаружения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет вне жилища в ночное время без сопровождения взрослых лиц он передается родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам. При отсутствии указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельствах, препятствующих незамедлительному доставлению несовершеннолетнего названным лицам, он помещается в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства данного несовершеннолетнего.
В Законе специально предусматривается, что передача такого несовершеннолетнего родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего (пункт 22 статьи 4).
Анализ указанных положений Закона свидетельствует о том, что содержащиеся в них предписания направлены на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также создание эффективной системы профилактической работы с подростками с целью снижения для них риска стать жертвами преступных посягательств. Устанавливаемые Законом ограничения прав и свобод личности отвечают условиям, предусмотренным в части первой статьи 23 Конституции.
Вместе с тем, учитывая особую общественную значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел, связанной с разбирательством по факту нахождения детей и подростков в период с 23 до 6 часов вне жилища без сопровождения взрослых лиц, Конституционный Суд полагает целесообразным обратить внимание правоприменителей на необходимость в максимально короткие сроки проводить проверку обстоятельств обнаружения несовершеннолетнего вне жилища в ночное время и незамедлительно уведомлять родителей или лиц, их заменяющих, о месте его нахождения и только в крайнем случае, когда передать несовершеннолетнего его законным представителям не представляется возможным, доставлять его в социально-педагогический центр, неукоснительно соблюдая при этом его конституционные права и не допуская унижения чести и достоинства.
5. Изменениями и дополнениями, вносимыми в Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», расширяется перечень категорий несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения.
5.1. В частности, решение о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение может быть принято судом в отношении несовершеннолетнего, который в течение года три раза был привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь был привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни (пункт 9 статьи 4 Закона).
Указанные профилактические меры, предусматриваемые Законом, направлены на снижение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, путем превентивного помещения подростков, склонных к противоправному поведению, в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Конституционный Суд полагает, что устанавливаемые Законом временные ограничения прав указанных категорий несовершеннолетних выступают средством правовой защиты общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц и соразмерны конституционно значимым целям.
Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, временные ограничения прав несовершеннолетних, предусматриваемые Законом, могут применяться только с учетом части третьей статьи 25 Конституции, согласно которой никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию.
5.2. Согласно международным стандартам и нормам ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних какое-либо лишение свободы (включая помещение в воспитательно-исправительное учреждение) следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок (пункт «b» статьи 37 Конвенции о правах ребенка, статья 46 Эр-Риядских руководящих принципов, правило 19.1 Пекинских правил).
Конституционный Суд отмечает, что данные подходы реализуются в излагаемой в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона новой редакции статьи 14 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет (часть шестая); несовершеннолетний, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения (часть девятая).
6. Пунктом 6 статьи 1 Закона устанавливается, что должности, связанные с педагогической деятельностью, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 1811, 182, 187, 343, 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательством Республики Беларусь об образовании.
Данные меры являются в определенной степени ограничением гарантированного Конституцией права на труд (часть первая статьи 41) и отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом (статья 22).
Однако законодатель, устанавливая указанные ограничения, руководствовался тем, что лица, занимающиеся педагогической, воспитательной деятельностью, постоянно работающие с детьми, должны не только обладать достаточным профессиональным уровнем знаний и навыков, но и отвечать высоким морально-этическим требованиям. Такой подход соответствует законодательным основам государственной молодежной политики в нашем государстве, одной из целей которой выступает всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию (статья 3 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики»).
По мнению Конституционного Суда, предусматриваемые Законом меры ограничительного характера соответствуют требованиям Конституции. Как неоднократно указывал Конституционный Суд в ряде своих решений, правовые ограничения прав и свобод могут быть оправданы государственными и общественными интересами, перечисленными в части первой статьи 23 Конституции, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на дальнейшее совершенствование мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение уровня безопасности детей и подростков, укрепление гарантий защиты их жизни и здоровья, а также обеспечивает формирование законодательной базы в этой сфере, основанной на нормах и принципах Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич