Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 апреля 2012 г. № Р-702/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 апреля 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 апреля 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» обусловлено прежде всего необходимостью согласования его норм с нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании, Указа Президента Республики Беларусь от 19 октября 2010 г. № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий» и других законодательных актов. Данные изменения и дополнения касаются вопросов регулирования отношений по организации и проведению культурных мероприятий, правового положения организаций культуры и творческих коллективов, а также образовательного процесса в области культуры.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1).

 

Согласно статье 51 Конституции каждый имеет право на участие в культурной жизни; это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений; свобода художественного творчества и преподавания гарантируется; государство содействует развитию культуры на благо общих интересов.

 

Во Всеобщей декларации прав человека (статья 27) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 15) также предусматривается, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, а государство должно принимать меры для полного осуществления этого права.

 

В статье 1 Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 20 октября 2005 года, участницей которой является Республика Беларусь, подтверждается суверенное право государства на поддержку, принятие и осуществление таких политики и мер, которые оно считает надлежащими для охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения на своей территории.

 

Из приведенных конституционных и международно-правовых норм следует, что реализация прав и свобод граждан в области культуры осуществляется при активном участии государства.

 

Конституционный Суд отмечает, что в Законе получают дальнейшую реализацию конституционная норма об обязанности государства содействовать развитию культуры на благо общих интересов и вытекающее в том числе из положений международно-правовых актов суверенное право Республики Беларусь на самостоятельное определение условий культурного развития белорусского общества.

 

2. В статье 12 Закона «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» в качестве одного из направлений государственного регулирования и управления в области культуры предусматривается осуществление государственными органами в соответствии с их компетенцией права устанавливать и предоставлять льготы некоммерческим организациям культуры. Согласно уточненной в соответствии с абзацем вторым пункта 8 статьи 1 Закона редакции данной нормы такое право предоставляется государственным органам в отношении и коммерческих организаций культуры.

 

Конституционный Суд полагает, что тем самым на уровне закона закрепляется единый подход к организациям культуры независимо от их вида. Данный подход согласуется с положениями Конституции (части вторая и четвертая статьи 13), в соответствии с которыми государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, и направлен на развитие культурной деятельности и установление гарантий более эффективной реализации конституционного права каждого на участие в культурной жизни.

 

3. При определении особенностей организации и проведения культурных мероприятий в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом или в помещениях в Законе устанавливается, что распространение и (или) популяризация результатов творческой деятельности в ходе таких мероприятий осуществляются с учетом законодательства о массовых мероприятиях (абзац шестой пункта 6 статьи 1), в связи с чем реализация прав и свобод в области культуры может быть сопряжена с применением мер ограничительного характера, предусмотренных данным законодательством.

 

По мнению Конституционного Суда, применение в указанных случаях мер ограничительного характера, предусмотренных законодательством о массовых мероприятиях, нельзя рассматривать как искажение сущности конституционных прав и свобод, ведущее к утрате их реального содержания, если эти меры соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности и согласуются с частью первой статьи 23 Конституции.

 

Конституционный Суд таким образом подтверждает правовую позицию, изложенную в решении Конституционного Суда от 28 октября 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», в которой также отмечено, что международно-правовыми нормами допускаются ограничения, налагаемые законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

 

4. Принцип верховенства права в правовом государстве (часть первая статьи 1 и часть первая статьи 7 Конституции) и вытекающий из него принцип правовой определенности предполагают формирование такой системы законодательства, в которой правовые нормы должны быть ясными, точными, непротиворечивыми и логически согласованными. Принцип правовой определенности обусловливает также необходимость своевременного приведения актов законодательства в соответствие с актами, принятыми позднее.

 

Вносимые в Закон «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» изменения и дополнения, связанные с законодательным определением терминов «культурно-зрелищное мероприятие», «культурное мероприятие», «культурный проект», впервые используемых в этом Законе, предоставлением льгот организациям культуры, а также уточнением механизма правового регулирования деятельности учреждений образования, подчиненных Министерству культуры Республики Беларусь, порядка проведения культурно-зрелищных мероприятий, обоснованны и направлены на обеспечение ясности и непротиворечивости норм данного Закона, их соответствия нормам принятых позднее законодательных актов, что в целом будет способствовать оптимизации законодательного регулирования общественных отношений в сфере культуры.

 

Конституционный Суд отмечает, что конституционная обязанность государства содействовать развитию культуры на благо общих интересов является частью правового механизма осуществления конституционного права каждого на участие в культурной жизни и свободу художественного творчества. Закон основывается на конституционном положении о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права, обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции) и направлен на развитие правовых механизмов реализации конституционных норм и гарантий, относящихся к сфере культуры.

 

Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).

 

Таким образом, порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предоставленной им Конституцией.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

заместитель Председателя

Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                     О.Г.Сергеева