28 декабря 2011 г. № Р-668/2011
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря
Закон направлен на определение правовых и организационных основ государственного регулирования в области оказания психиатрической помощи и обеспечение прав граждан при ее оказании.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции в Республике Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2). Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).
Положения Закона направлены в том числе на реализацию основополагающего документа универсального характера в этой сфере – Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятых 17 декабря 1991 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/119, которые предусматривают право любого психически больного лица на осуществление всех признанных международными нормами гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и прямо указывают на недопустимость какой-либо дискриминации, то есть установления в связи с психическим заболеванием лица таких отличий, исключений или предпочтений, следствием которых является отрицание или ограничение равенства в реализации прав (пункты 4 и 5 принципа 1).
2. В статье 1 Закона определяется, что психиатрическая помощь выражается в специализированной медицинской помощи, в том числе психотерапевтической, психоневрологической, наркологической, сексологической, включающей в себя профилактику, диагностику, лечение психических расстройств (заболеваний) и медицинскую реабилитацию пациентов, оказываемой врачами-специалистами, имеющими высшее медицинское образование соответствующей квалификации.
Своевременная и качественная психиатрическая помощь позитивно воздействует на психическое здоровье, которое определяется в Законе как состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение (статья 1). Таким образом, лица, которые обращаются за психиатрической помощью, являются уязвимой категорией граждан, поэтому врачи-специалисты должны отвечать особым не только профессиональным, но и морально-нравственным требованиям. Положениями Закона развиваются государственные гарантии права гражданина на охрану здоровья, закрепленного в части первой статьи 45 Конституции.
В статье 6 Закона закрепляется презумпция отсутствия психического расстройства (заболевания), в соответствии с которой лицо считается не имеющим психического расстройства (заболевания), пока наличие психического расстройства (заболевания) не будет определено по основаниям и в порядке, установленным данным Законом. В целях реализации указанной презумпции в Законе, в частности, предусматриваются: механизм защиты прав и законных интересов пациента (статья 7); права и обязанности пациентов при оказании им психиатрической помощи (статьи 21 и 22); права и обязанности медицинских работников, оказывающих психиатрическую помощь (статьи 26–28); права и обязанности пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре (статьи 40 и 41); права и обязанности руководителя психиатрического стационара (статьи 42 и 43), в том числе в части создания условий для осуществления прав пациентов, установленных Законом и иными актами законодательства. Эти положения основаны на норме статьи 53 Конституции, согласно которой каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
3. В Законе (статьи 9–12) предусматриваются нормы о государственном регулировании в области оказания психиатрической помощи, полномочиях Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и иных государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, в области оказания психиатрической помощи. Указанные нормы основываются на конституционных положениях об этих органах (статьи 84, 107 и 120 Конституции).
Статьями 13 и 14 Закона определяются государственная политика в области оказания психиатрической помощи, государственные гарантии лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями).
Тем самым, по мнению Конституционного Суда, закрепляется механизм реализации норм, содержащихся в частях первой и второй статьи 45 Конституции, о гарантированном праве граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, а также о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В соответствии со статьями 13 и 14 Закона реализация данных конституционных норм обеспечивается посредством создания правовых, экономических и социальных условий оказания психиатрической помощи, а также гарантий государства на оказание психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями).
4. Положениями статей 15 и 17 Закона предусматривается, что наличие либо отсутствие диагноза психического расстройства (заболевания) является исключительным правом врача-специалиста или врачебно-консультативной комиссии. Диагноз психического расстройства (заболевания) устанавливается с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, и не может основываться только на несогласии пациента с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими и религиозными ценностями либо на иных обстоятельствах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья, при соблюдении необходимых условий оказания психиатрической помощи. Данные предписания основываются на части третьей статьи 25 Конституции, согласно которой никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
С нормой статьи 28 Конституции о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь согласуются положения статьи 20 Закона, регулирующие порядок предоставления информации о состоянии психического здоровья пациента и предусматривающие сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи.
5. Одним из гарантированных конституционных прав является предусмотренное статьей 40 Конституции право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
В статьях 21 и 40 Закона наряду с правами пациентов при оказании им психиатрической помощи, правами пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, устанавливаются права пациентов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц организаций здравоохранения, направлять обращения в соответствии с законодательством.
Конституционный Суд отмечает, что указанные нормы Закона имеют целью обратить внимание должностных лиц организаций здравоохранения на необходимость совершенствования их деятельности, обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов пациентов.
6. Закрепленное в статье 60 Конституции право каждого на судебную защиту является важной гарантией защиты прав и свобод граждан посредством осуществления правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В статье 34 Закона закрепляется положение о том, что одним из оснований оказания психиатрической помощи в стационарных условиях является решение суда об удовлетворении заявления о принудительной госпитализации и лечении. При этом в статьях 36, 38 и 39 Закона устанавливаются основания для принудительной госпитализации и лечения, подачи в суд заявления о принудительной госпитализации и лечении и его рассмотрения, а также сроки принудительной госпитализации и лечения.
По мнению Конституционного Суда, возложение на суд полномочий по исследованию предусмотренных Законом оснований для принудительной госпитализации и лечения, заявления о принудительной госпитализации и лечении, заключения о необходимости принудительной госпитализации и лечения, вынесенного врачебно-консультативной комиссией (далее – ВКК) психиатрического стационара, заявления о продлении срока принудительной госпитализации и лечения, заключения о необходимости продолжения лечения, вынесенного ВКК психиатрического стационара, а также по принятию мотивированного решения по существу дела, которое является основанием для принудительной госпитализации и лечения пациента на установленный законом срок, является гарантией защиты прав личности.
7. Положениями Закона устанавливается ряд временных ограничений прав личности. Так, предусматривается, что лицо, страдающее психическим расстройством (заболеванием), по заключению ВКК государственной психиатрической организации может быть временно (на срок не более пяти лет с правом последующего психиатрического освидетельствования) признано непригодным к выполнению работ по отдельным специальностям (профессиям), к работе с источником повышенной опасности; лицо, страдающее психическим расстройством (заболеванием), входящим в перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе, установленный Советом Министров Республики Беларусь, не может быть принято на государственную службу; принудительное психиатрическое освидетельствование в отношении таких лиц проводится по установленным законом основаниям (статьи 23, 24 и 29 Закона) и в других случаях, предусмотренных Законом.
Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Указанные ограничения не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в отношении определенных категорий лиц. Данные ограничения пропорциональны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности, исключают какую-либо дискриминацию лица по признаку наличия психического расстройства (заболевания), допускаются в общепризнанных для таких случаев целях.
8. Согласно статье 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Данный конституционный принцип предполагает обеспечение правовой определенности при регулировании общественных отношений.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования с соблюдением принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений (статья 7). Исходя из этого предписания, в связи с принятием Закона вносятся изменения и дополнения в нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, в частности регулирующие особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации и лечении граждан, продлении срока принудительной госпитализации и лечения граждан.
Изменения, вносимые в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь, направлены на согласование отдельных норм этих кодексов с нормами Закона, в том числе в части установления единой терминологии указанных кодексов и Закона.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич