7 июля 2011 г. № Р-619/2011
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О третейских судах».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О третейских судах» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О третейских судах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня
Законом определяются порядок образования и деятельности третейских судов, за исключением международных арбитражных (третейских) судов (далее – третейский суд), требования, предъявляемые к третейскому соглашению, порядок третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также регулируются иные вопросы, связанные с деятельностью этих судов.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22). В соответствии с Конституцией каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).
Одним из способов реализации конституционного права каждого защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств в сфере гражданско-правовых отношений является обращение в третейский суд.
Возможность передачи государством на рассмотрение третейскому суду споров признана международно-правовыми актами. Общие принципы рассмотрения этих споров определены Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 года, участницей которой является Республика Беларусь, и рекомендованы Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) от 15 декабря 1976 года.
1. Согласно статье 1 Закона третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора.
Третейские суды не отнесены к судебной системе Республики Беларусь. Они являются негосударственными независимыми органами защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и (или) юридических лиц в сфере гражданско-правовых отношений.
По мнению Конституционного Суда, третейское рассмотрение споров сторон представляет собой негосударственную юрисдикционную деятельность, осуществляемую третейскими судами на основании Конституции, законов и иных актов законодательства Республики Беларусь, основанную на соответствующем гражданско-правовом договоре и имеющую в отношении деятельности судебной власти по осуществлению правосудия альтернативный характер.
2. В статье 5 Закона устанавливается, что деятельность третейских судов основывается на принципах законности, независимости, состязательности и равенства сторон, автономии воли сторон, конфиденциальности, обязательности и окончательности принятых третейским судом решений и др. В Законе предусматриваются нормы о возможности отвода и самоотвода третейского судьи и принятии обеспечительных мер, заблаговременном уведомлении сторон о времени и месте третейского разбирательства, а также о том, что решения третейского суда исполняются добровольно, они могут быть оспорены путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (статьи 15, 30, 32, 46 и 49).
Конституционный Суд считает, что приведенные нормы, гарантируя участникам третейского разбирательства необходимые процессуальные права, направлены на обеспечение принципа справедливого судебного разбирательства, который по смыслу статьи 60 Конституции распространяется как на разбирательство в государственном суде, так и на третейское разбирательство. Такой подход согласуется с положениями международно-правовых актов и практикой их применения. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом.
3. В соответствии с частью первой статьи 3 Закона постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица.
Вместе с тем предусматривается, что государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут образовывать третейские суды (часть вторая статьи 3 Закона).
По мнению Конституционного Суда, установленное законодателем ограничение в части образования постоянно действующих третейских судов государственными органами и органами местного самоуправления направлено на избежание прямого или косвенного использования имеющихся у данных органов властных (публично-правовых) полномочий, отражает частноправовой характер третейского разбирательства и гарантирует соблюдение принципа независимости третейских судей при разрешении споров.
4. Согласно Конституции государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13); собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (часть вторая статьи 44).
Имущественные отношения в рамках указанных конституционных норм основываются на таких принципах, как равенство участников гражданских отношений, свобода их волеизъявления, свобода договора. Из принципа свободы договора, закрепленного в статье 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, следует, что участники гражданских правоотношений могут определять любые не противоречащие законодательству условия договора. Этот принцип предполагает возможность включать в содержание договора условие о рассмотрении спора в третейском суде.
В статье 9 Закона определяется, что третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон. Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки – отдельного положения, содержащегося в договоре.
Закрепление в статье 9 Закона понятия третейского соглашения и его формы соответствует принципу диспозитивности и означает, что третейское разбирательство основывается на соглашении участников спора и их свободе регулировать взаимные отношения по своему усмотрению.
В то же время Конституционный Суд отмечает, что заключение третейского соглашения между сторонами не служит обстоятельством, исключающим возможность реализации конституционного права на судебную защиту в общем или хозяйственном суде в порядке, установленном действующим законодательством, в частности в случаях прекращения действия третейской записи по соглашению сторон или по решению суда.
5. В статье 19 Закона устанавливается положение о том, что третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.
Конституционный Суд обращает внимание на то, что при определении компетенции третейских судов необходимо исходить из договорной природы третейского суда, что допустимо лишь в гражданско-правовых отношениях. Такие отношения в силу их особой юридической природы характеризуются как отношения юридически равноправных собственников имущества, основанные на началах инициативы и диспозитивности в распоряжении принадлежащими им правами.
Возможность разрешения гражданско-правовых споров посредством третейского разбирательства основана на положениях статей 13, 22, 44 Конституции и закреплена в гражданском законодательстве. Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором. Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства.
6. Закрепленное в статье 60 Конституции право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством осуществления правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В статье 46 Закона устанавливается, что решение третейского суда может быть обжаловано участвующей в деле стороной в порядке, предусмотренном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством, путем подачи в суд заявления об отмене решения третейского суда в течение трех месяцев со дня его получения стороной, подающей заявление. Законом предусматриваются основания для обжалования и отмены решения третейского суда, а также последствия отмены решения третейского суда (статьи 47 и 48).
Приведенные нормы Закона направлены на реализацию конституционного права на судебную защиту, предполагающего не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными нормами о том, в каком суде и по какой процедуре подлежит обжалованию конкретное решение.
Конституционный Суд отмечает, что право на третейское разбирательство гражданско-правового спора не означает, что субъекты третейского соглашения вправе по своему усмотрению выбирать правила соответствующего производства и порядок исполнения решения третейского суда – они определяются Законом (статья 18). При этом возможность отмены государственным судом решения третейского суда по основаниям, предусмотренным в статье 47 Закона, также не может рассматриваться как нарушающая конституционное право сторон третейского соглашения на судебную защиту. Отмена решения третейского суда не препятствует его участникам впоследствии вновь обратиться за защитой нарушенных прав или законных интересов в третейский суд либо по подведомственности в общий или хозяйственный суд.
7. В Законе устанавливается, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда (статья 5); решение третейского суда подлежит обязательному исполнению в порядке и срок, установленные этим решением (статья 49).
Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется общим или хозяйственным судом по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного судом исполнительного документа. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа суд не вправе пересматривать решение третейского суда (статья 50 Закона).
Таким образом, контроль со стороны государства (судебный контроль) за третейскими судами осуществляется на стадии обжалования решений третейского суда. Обращение с заявлением о выдаче исполнительного документа в суд является гарантией реализации сторонами права на свободу договора и осуществления ими конституционного права на судебную защиту.
8. Согласно статье 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Данный конституционный принцип предполагает обеспечение правовой определенности при регулировании общественных отношений.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования с соблюдением принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений (статья 7). Исходя из этого предписания, в связи с принятием Закона изменению подлежат также нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, регламентирующие вопросы организации и деятельности третейского суда, но внесение в него необходимых изменений и дополнений Законом не предусмотрено, что может привести к неопределенности в практике его применения, в частности по вопросам отнесения к компетенции третейских судов иных споров, в том числе вытекающих из трудовых и семейных отношений.
Закон имеет целью дальнейшее развитие и повышение эффективности применения в Республике Беларусь института третейского разбирательства, сокращение количества обращений в суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, обеспечение более широкого использования альтернативных способов разрешения споров между субъектами права, определение правовых и организационных основ деятельности третейских судов, за исключением международных арбитражных (третейских) судов. Положения Закона согласуются с Конституцией и направлены на дальнейшее развитие ее норм и принципов.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Палаты Национального собрания Республики Беларусь действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О третейских судах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич