Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 июля 2011 г. № Р-617/2011
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2011 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2011 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью согласования норм Водного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о недрах, законов Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О погребении и похоронном деле», «О магистральном трубопроводном транспорте», «О газоснабжении», «О мелиорации земель», «Об охране атмосферного воздуха», «О государственной экологической экспертизе» с положениями указов Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

Вносимыми в законы изменениями и дополнениями исключаются правовые положения, связанные с государственным, ведомственным, производственным, общественным контролем, государственным надзором в соответствующих областях общественных отношений, а также приводится к единообразию терминология с учетом Закона Республики Беларусь от 30 ноября 2010 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Кроме того, обеспечивается согласование норм законов в области проведения экологической экспертизы с нормами Закона «Об охране окружающей среды». Ряд положений Закона конкретизирует полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области использования и охраны вод, недр, атмосферного воздуха (статьи 2, 7, 9).

 

В соответствии с вносимыми в статьи 11 и 13 Закона «О государственной экологической экспертизе» изменениями и дополнениями конкретизируются объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе, полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченных должностных лиц областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды в области проведения государственной экологической экспертизы (пункты 3, 4 статьи 10 Закона).

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно статье 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

Нормы статьи 10 Закона направлены на выполнение указанной конституционной обязанности государства, обеспечение экологической безопасности при реализации проектных решений по соответствующим видам деятельности, в частности конкретизируются объекты, для которых при разработке проектной документации проводится оценка воздействия на окружающую среду. Изменения, вносимые в статью 11 Закона «О государственной экологической экспертизе», расширяют права уполномоченных должностных лиц областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды в области проведения государственной экологической экспертизы и выдачи экспертных заключений по градостроительным проектам детального планирования, архитектурным проектам застройки г. Минска, административных центров областей и городов, градостроительные проекты общего планирования которых утверждаются Президентом Республики Беларусь, что согласуется со статьей 120 Конституции.

 

Вместе с тем пунктом 3 статьи 10 Закона за Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды закрепляется право выдачи экспертных заключений только по градостроительным проектам детального планирования (при освоении застроенных территорий), архитектурным проектам застройки территорий с освоением ландшафтно-рекреационных зон для г. Минска, административных центров областей и городов, градостроительные проекты общего планирования которых утверждаются Президентом Республики Беларусь.

 

В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 9 Закона «Об охране атмосферного воздуха», из компетенции местных исполнительных и распорядительных органов исключается право принимать решения о полном или частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, а также предъявлять им претензии в случае причинения вреда окружающей среде, иски в суд о его возмещении или о прекращении такой деятельности (пункт 3 статьи 9 Закона). Таким образом, указанное полномочие сохраняется только за Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

Согласно Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44). Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов (статья 120 Конституции).

 

По мнению Конституционного Суда, конституционному праву человека на благоприятную окружающую среду корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечивать ее охрану, что предполагает активную деятельность соответствующих государственных органов по осуществлению эффективного контроля за видами и размерами возможного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, за рациональным использованием природных ресурсов. При реализации государством конституционно-правовой обязанности обеспечения охраны окружающей среды путем перераспределения или уточнения полномочий его органов не должен нарушаться баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и экологических интересов человека и общества.

 

2. Анализ содержания статей 1–10 Закона, предусматривающих редакционные изменения и уточнения, показывает, что они обеспечивают ясность, недвусмысленность, непротиворечивость, определенность применяемых норм права и отдельных терминов, направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования общественных отношений в области контроля (надзора) за рациональным использованием природных ресурсов, проведения государственной экологической экспертизы, что согласуется с принципом верховенства права (статья 7 Конституции) и вытекающим из него принципом правовой определенности. Положения Закона, уточняющие контрольную (надзорную) функцию государства, не отменяют контроль (надзор), осуществляемый государственными органами в области охраны и восстановления окружающей среды, а оптимизируют его правовой механизм.

 

Введение в Закон «Об охране окружающей среды» новых правовых терминов «биосферный резерват» и «национальная экологическая сеть» обусловило необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законы «О магистральном трубопроводном транспорте», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О мелиорации земель», «Об охране атмосферного воздуха», а также в Кодекс о недрах. Ряд положений Закона, предусматривающих ужесточение и расширение (в отношении биосферных резерватов) требований в области охраны окружающей среды, в том числе при создании магистральных трубопроводов, осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, проведении мелиорации земель, использовании подземных пространств (пункт 6 статьи 4, пункт 1 статьи 6, пункт 4 статьи 7, пункт 9 статьи 8), направлен на дальнейшее развитие конституционного права каждого человека на благоприятную окружающею среду, создание необходимого механизма реализации статьи 46 Конституции.

 

Закон принят в рамках полномочий Национального собрания Республики Беларусь. Так, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия не противоречит Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

  

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                     П.П.Миклашевич