24 июня 2011 г. № Р-615/2011
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25 мая
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения сохранности историко-культурного и духовного наследия, с учетом современных требований развития музейного дела.
В соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в Закон Республики Беларусь «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь» (далее – Закон о музеях), устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о музеях и Музейном фонде Республики Беларусь (далее – Музейный фонд); дается новое определение термина «музей», в котором содержится конкретный перечень видов музейной деятельности, которые должен осуществлять музей; уточняются термины, в том числе «музейный предмет», «музейный фонд», «предмет музейного значения»; закрепляются новые подходы к регулированию международного сотрудничества в сфере музейного дела; впервые получили законодательное обеспечение деятельность Республиканского совета директоров музеев, деятельность музеев под открытым небом и др.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции); каждый имеет право на участие в культурной жизни, обеспечиваемое общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая статьи 51 Конституции).
На создание необходимых механизмов реализации указанных конституционных норм направлен ряд положений Закона. Так, согласно пункту 9 статьи 1 Закона музейная деятельность осуществляется музеями в целях обеспечения общедоступности культурных ценностей отечественного и мирового наследия, интеллектуального и культурного развития общества, в том числе распространения знаний об окружающей среде, истории и культуре (пункт 1 статьи 12 Закона о музеях).
С целью расширения международного сотрудничества в области музейного дела и устранения препятствий для организации выставок из фондов иностранных музеев в пункте 4 статьи 1 Закона предусматривается предоставление со стороны государства гарантийных обязательств по сохранности и своевременному возвращению музейных предметов, ввозимые в Республику Беларусь в связи с организацией международных музейных выставок (статья 6 Закона о музеях).
Конституционный Суд считает, что указанными нормами Закона обеспечивается общедоступность в Республике Беларусь ценностей как отечественной, так и мировой культуры. Тем самым реализуется конституционное право каждого на участие в культурной жизни.
2. Согласно статье 15 Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия. На реализацию этой нормы направлены положения статьи 1 Закона, устанавливающие, в частности, формы осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о музеях и Музейном фонде (пункт 5), учитывающие специфику функционирования музеев под открытым небом (пункт 13), предусматривающие включение музейных предметов в Музейный фонд, их учет и исключение из этого фонда (пункт 17), а также меры обеспечения целостности и сохранности музейных предметов и музейных коллекций при ликвидации государственного музея (абзацы пятый–девятый пункта 7).
Конституционный Суд обращает внимание на то, что наряду с ответственностью государства перед обществом за сохранение историко-культурного и духовного наследия в Конституции закреплена обязанность каждого беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54). Например, на обеспечение сохранности особо ценных музейных предметов направлено положение пункта 17 статьи 1 Закона, устанавливающее, что владельцы таких музейных предметов обязаны представлять в Министерство культуры Республики Беларусь или уполномоченную им организацию сведения об этих музейных предметах (пункт 3 статьи 23 Закона о музеях).
Включенные в Музейный фонд музейные предметы имеют культурное, историческое, научное или художественное значение и составляют духовное наследие Республики Беларусь, в связи с чем положения, которые предусматриваются Законом, об обязанности не только государства, но и каждого члена общества сохранять его соответствуют конституционным нормам.
3. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).
Пункт 9 статьи 1 Закона, согласно которому статья 12 «Музейная деятельность» Закона о музеях излагается в новой редакции, предусматривает, в частности, такие виды музейной деятельности, как культурно-образовательная деятельность, связанная с музейными предметами, музейными коллекциями и нематериальными историко-культурными ценностями согласно профилю (профилям) музея, изучение и популяризация нематериальных историко-культурных ценностей, что соответствует подходам, закрепленным в конвенциях ЮНЕСКО об охране мирового культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года и об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 года, участницей которых является Республика Беларусь.
4. В статье 11 Конституции предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
С учетом указанной конституционной нормы в Законе устанавливается, что музеи, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, предоставляют посетителям право бесплатного посещения экспозиций и выставок, созданных на основе собственных музейных экспонатов, не реже чем один раз в месяц (пункт 3 статьи 1), тогда как ранее эта льгота предоставлялась только гражданам Республики Беларусь.
5. Анализ содержания норм Закона, которыми уточняются отдельные термины, вносятся изменения в некоторые статьи Закона о музеях с целью согласования их с положениями ряда иных актов законодательства, свидетельствует о том, что они обеспечивают точность, ясность, недвусмысленность законодательного регулирования и тем самым усиливают гарантии защиты конституционных прав и свобод, утверждают принцип верховенства права, упреждают противоречивую правоприменительную практику.
Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что ранее в ряде решений (от 6 июля
Поскольку в соответствии с Законом 8 статей Закона о музеях из 29 статей излагается в новой редакции, в 3 статьях в новой редакции приводятся отдельные пункты, в 8 статей вносятся изменения и (или) дополнения, вводятся 3 новые статьи, было бы обоснованным изложить данный нормативный правовой акт в целом в новой редакции.
Указанное не влияет на общий вывод о конституционности Закона.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич