22 ноября 2010 г. № Р-515/2010
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 ноября
Законом вносятся дополнения и изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – соответственно КоАП и ПИКоАП). Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования ряда положений КоАП и ПИКоАП и согласования норм этих кодексов с нормами других законодательных актов Республики Беларусь.
При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с закрепленным в части второй статьи 2 Конституции принципом взаимной ответственности государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (статья 52 Конституции).
Согласно части первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Закон направлен на реализацию указанных конституционных норм.
2. Дополнениями и изменениями, вносимыми в КоАП, предусматривается смягчение административной ответственности за ряд правонарушений посредством закрепления в санкциях статей возможности наложения более мягкого административного взыскания – предупреждения и (или) исключения минимального предела штрафа (статьи 9.7, 9.10–9.12, 9.17 и другие статьи КоАП – соответственно пункты 15–18, 21 статьи 1 Закона), уменьшения (с 500 до 200 базовых величин) максимального размера штрафа, налагаемого на физическое лицо за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления (часть 3 статьи 6.5 КоАП – абзац шестой пункта 8 статьи 1 Закона), применения наиболее мягкого взыскания – предупреждения в отношении юридических лиц (часть 2 статьи 6.2, статья 6.4 КоАП – пункты 6, 7 статьи 1 Закона), исключения административной ответственности за некоторые правонарушения, в частности за легализацию доходов, полученных незаконным путем (статья 12.32 КоАП − пункт 35 статьи 1 Закона); за нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке не более одного рабочего дня либо не более пяти рабочих дней в случае неосуществления операций по счету (часть 1 статьи 13.3 КоАП – пункт 40 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что смягчение административной ответственности либо исключение административной ответственности за некоторые административные правонарушения направлено на обеспечение соразмерности административного взыскания степени общественной опасности правонарушения, что свидетельствует о либерализации норм этого Кодекса, регламентирующих вопросы административной ответственности.
3. Пунктом 9 статьи 1 Закона с целью защиты права собственности добросовестных приобретателей товаров, незаконно (без таможенного оформления) ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь, статья 6.10 КоАП дополняется частью 3. Дополнением устанавливается запрет на конфискацию товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это правонарушение, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях – если указанным лицом в установленном законодательством порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Тем самым в КоАП нашли реализацию подходы, изложенные в решениях Конституционного Суда от 24 мая
4. Пунктами 1 и 21 статьи 2 Закона в абзац десятый статьи 1.4, часть вторую статьи 4.5 ПИКоАП вносятся изменения, предусматривающие, что по ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из его близких родственников либо законных представителей.
Указанный подход законодателя, по мнению Конституционного Суда, направлен на реализацию части первой статьи 62 Конституции, согласно которой каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, в учреждениях и организациях. Данный подход выступает также дополнительной гарантией обеспечения прав, свобод и законных интересов физических лиц, в отношении которых ведется административный процесс, учитывает правовую позицию, изложенную в решении Конституционного Суда от 15 июня
5. В статье 2.7 «Презумпция невиновности» ПИКоАП применительно к принципу презумпции невиновности в административном процессе устанавливается, что обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Согласно части 2 этой статьи лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Данный принцип, сформулированный на законодательном уровне в ПИКоАП, в отличие от закрепленного в статье 26 Конституции принципа презумпции невиновности в уголовном процессе не является всеобъемлющим. Согласно части 1 статьи 2.7 КоАП лицо привлекается к административной ответственности в порядке, установленном этим Кодексом, поэтому в данном Кодексе могут быть предусмотрены исключения из общего правила привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона статья 2.7 ПИКоАП дополняется частью 5, согласно которой должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Тем самым законодатель сделал исключение из принципа презумпции невиновности применительно к административному процессу в отношении только определенной категории дел об административных правонарушениях, совершение которых подтверждается указанными способами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 статьи 2 Закона статья 6.1 ПИКоАП дополняется частью 3, предусматривающей, что лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства специальными техническими средствами, вправе представить в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Пунктом 4 статьи 1 Закона КоАП дополняется также статьей 4.9, закрепляющей в том числе положение о том, что собственник (владелец) транспортного средства считается не подвергавшимся административному взысканию, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
По мнению Конституционного Суда, в рассмотренных правовых нормах содержится юридический механизм, позволяющий избежать случаев привлечения к административной ответственности невиновных лиц. Исключение обязанности органа, ведущего административный процесс, доказывать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, не исключает права этого лица доказывать свою невиновность.
6. Пунктом 29 статьи 2 Закона в статье 8.9 ПИКоАП закрепляется положение о возможности изъятия у иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь) водительских удостоверений при нарушении ими правил дорожного движения, выразившемся в превышении скорости движения транспортного средства, зафиксированном работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, на срок до исполнения административного взыскания и выдачи взамен изъятого удостоверения временного разрешения на право управления транспортным средством. Эта норма по своему содержанию не направлена на неоправданное ограничение прав и свобод данной категории лиц и согласуется со статьей 11 Конституции, предусматривающей, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Кроме того, с учетом норм статьи 8.1 ПИКоАП, согласно которым изъятие документов отнесено к мерам обеспечения административного процесса, изъятие водительского удостоверения в случае нарушения водителем правил дорожного движения, за которое может быть наложено административное взыскание в виде штрафа, не влечет нарушения гарантированного статьей 44 Конституции права собственности, поскольку на период такого изъятия предусматривается выдача временного разрешения на управление транспортным средством (автомобилем), но и выступает средством своевременного исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
7. Пунктом 31 статьи 2 Закона ПИКоАП дополняется статьей 8.111, устанавливающей право сотрудников Государственной автомобильной инспекции применять блокировку колес транспортного средства при совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18.22 КоАП («Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения»), если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него. Указанные нормы в определенной мере ограничивают права и законные интересы граждан.
По мнению Конституционного Суда, меры ограничительного характера, закрепляемые в ПИКоАП пунктом 31 статьи 2 Закона, согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Указанные ограничения не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в отношении определенных категорий лиц. Такие ограничения являются средством правовой защиты общественного порядка, прав и свобод других лиц и соразмерны защищаемым Конституцией целям и ценностям.
8. С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что вносимые в КоАП и ПИКоАП дополнения и изменения направлены на достижение должного баланса интересов граждан и государства, взаимосвязанность, логическую согласованность и непротиворечивость законодательных норм с целью реализации принципа правовой определенности, являются обоснованными и по своему содержанию не противоречат Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании вышеизложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич