Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 ноября 2010 г. № Р-509/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов»

 

 

 

 

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 октября 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 октября 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

В Законе определяются правовые основы деятельности по выявлению, нормализации, присвоению наименований географическим объектам и их переименованию, государственному учету и использованию наименований географических объектов, а также полномочия государственных органов по регулированию отношений в указанной сфере.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В преамбуле Закона устанавливается, что наименования географических объектов Республики Беларусь являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Беларусь. Данному положению корреспондирует абзац третий статьи 4 Закона, в котором в качестве одного из принципов в области наименований географических объектов закрепляется принцип учета общегосударственных интересов, географических, исторических, природных, национальных, этнографических, социальных, культурных и других условий.

 

Указанные предписания Закона основываются на принципах и нормах Конституции, в соответствии с которыми государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15); каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54). В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что в Законе закрепляется механизм реализации конституционной обязанности государства, его органов и должностных лиц беречь историко-культурное наследие народа Беларуси в области топонимики.

 

2. В главе 2 Закона определяются полномочия государственных органов в области наименований географических объектов. При этом Конституционный Суд полагает, что закрепляемая компетенция Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в области наименований географических объектов (статьи 7, 8, 10–14 Закона) согласуется с конституционными полномочиями данных государственных органов (статьи 84, 107, 120 Конституции), свидетельствует о достаточно рациональном распределении полномочий между государственными органами в указанной сфере.

 

В абзаце третьем статьи 4 Закона устанавливается, что при реализации полномочий в сфере наименования географических объектов государственные органы должны в первую очередь исходить из учета общегосударственных интересов. По мнению Конституционного Суда, конституционно-правовой смысл данного положения заключается в том, что при наименовании и переименовании географического объекта не должны затрагиваться основы конституционного строя, в том числе унитарный характер белорусского государства, его территориальная целостность, принцип нерушимости границ, конституционные права и свободы граждан, являющиеся важнейшими конституционными ценностями в соответствии со статьями 1–3, 9, 18 Конституции.

 

3. В статье 15 Закона предусматривается, что граждане вправе высказывать соответствующие мнения по вопросам наименований географических объектов, вносить в государственные органы (организации) предложения о присвоении наименований физико-географическим объектам, административно-территориальным единицам, территориальным единицам, являющимся населенными пунктами, составным частям населенных пунктов и их переименовании, а также о переименовании объектов транспортной инфраструктуры. При этом в качестве гарантии реализации указанных положений в Законе закрепляется принцип учета при наименовании географических объектов мнений граждан Республики Беларусь, проживающих на территории, относящейся к соответствующему географическому объекту (абзац третий статьи 4).

 

Конституционный Суд считает, что приведенные выше положения Закона направлены на реализацию конституционных прав граждан непосредственно участвовать в управлении делами общества и государства в форме обсуждения вопросов республиканского и местного значения, а также направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (соответственно часть вторая статьи 37, часть первая статьи 40 Конституции).

 

Вместе с тем Конституционный Суд отмечает определенную несогласованность названия статьи 15 Закона «Полномочия граждан в области наименований географических объектов» с ее содержанием.

 

Термин «полномочие» рассматривается в публичном праве как составная часть статуса государственного органа или должностного лица. При этом полномочие предполагает наличие у определенного субъекта прав и обязанностей действовать в определенных ситуациях способами, предусмотренными нормативными правовыми актами. Полномочие, реализуемое в рамках публично-правовых отношений, обеспечивается возможностью принятия уполномоченным субъектом императивных решений, то есть решений, в которых сформулированы предписания, обязательные для исполнения другими лицами.

 

В статье 15 Закона закрепляются права граждан на высказывание мнений и внесение определенных предложений. По своей сути данные мнения и предложения не влекут возникновения у других лиц обязанностей по их безусловному учету и реализации. Таким образом, права, предусматриваемые в указанной статье, не обладают признаком императивности и, следовательно, их нельзя рассматривать в качестве полномочий.

 

Изложенное замечание касается терминологических аспектов нормотворческой техники и не свидетельствует о неконституционности статьи 15 Закона.

 

4. В пункте 1 статьи 17 Закона устанавливается, что в Республике Беларусь наименования географическим объектам присваиваются на белорусском языке, с которого способом транслитерации передаются на русский язык. Указанное положение согласуется со статьей 17 Конституции, в соответствии с которой государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки, а также со статьей 15 Конституции, согласно которой государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия.

 

Конституционный Суд считает, что подход законодателя к присвоению географических наименований отражает особенности национального развития Республики Беларусь, учитывает уникальный характер белорусской топонимики и ее ценность в контексте сохранения историко-культурного наследия.

 

5. В целях согласования положений Закона с иными законодательными актами в соответствии со статьей 26 Закона вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», «О географических указаниях», «О геодезической и картографической деятельности».

 

Конституционный Суд полагает, что данные изменения обеспечивают соблюдение вытекающего из конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) принципа правовой определенности, который, в свою очередь, предопределяет системность и непротиворечивость законодательства.

 

По форме нормативного правового акта Закон соответствует требованиям пункта 2 части первой статьи 97 и части первой статьи 104 Конституции.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                          П.П.Миклашевич