Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 ноября 2010 г. № Р-508/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам жилищных отношений»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам жилищных отношений».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам жилищных отношений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам жилищных отношений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 октября 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 октября 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о гарантиях по социальной защите детей-сирот), Положение о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20–80-х годах, утвержденное Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21 декабря 1990 года, а также Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 6 июня 1991 года «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20–80-х годов в Республике Беларусь».

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью согласования отдельных положений названных законодательных актов с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2009 г. № 543 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565», терминологии указанных законов с терминологией законодательных актов, принятых позднее, а также необходимостью совершенствования отдельных нормативных положений данных законов с учетом практики  их применения.

 

1. При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Согласно Конституции Республика Беларусь является социальным правовым государством (часть первая статьи 1), в котором установлены принцип верховенства права (часть первая статьи 7) и основанный на нем принцип правовой определенности. В силу этих принципов государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, которые, в свою очередь, должны обеспечивать ясное, точное, непротиворечивое, логически согласованное регулирование соответствующих отношений, возможность их единообразного понимания и применения на практике.

 

Социальный характер государства проявляется как в закреплении на конституционном уровне социальных прав граждан, так и в ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, обеспечения и гарантированности прав и свобод граждан Республики Беларусь как высшей ценности и цели общества и государства (статьи 2 и 21 Конституции).

 

Одно из основных социальных прав – право на жилище закреплено в статье 48 Конституции. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством  и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

 

2. Нормы Закона, касающиеся условий обеспечения инвалидов жилыми помещениями социального пользования, предоставления таких жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены на реализацию конституционных положений.

 

Так, в соответствии со статьей 1 Закона уточняется часть четвертая статьи 32 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» в целях решения вопроса о предоставлении инвалидам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, права на получение жилого помещения социального пользования более одного раза независимо от уровня их обеспеченности при условии соблюдения установленных законодательством требований.

 

Изменения, вносимые статьей 2 Закона в отдельные статьи Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот, обусловлены как необходимостью согласования сроков предоставления жилых помещений социального пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими соответственно совершеннолетия либо по окончании обучения в учреждениях образования, по окончании срочной военной службы, определяемых в законодательных актах, так и возможностями соответствующих государственных органов реально обеспечить право указанных категорий лиц на получение жилых помещений социального пользования.

 

Посредством внесения в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона изменений в статью 12 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот законодательно гарантировано право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения социального пользования независимо от того, из жилого помещения какого фонда они выбыли – государственного или частного. Конституционный Суд отмечает, что тем самым Законом исключаются положения, не допускающие возможности получения жилых помещений социального пользования указанными категориями лиц, если ранее они пользовались жилым помещением частного жилищного фонда, обеспечивается единообразие правового регулирования отношений, касающихся улучшения жилищных условий этих категорий лиц.

 

3. Конституционный Суд обращает внимание на то, что в связи с исключением Законом пункта 18 Положения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20–80-х годах, реабилитированные граждане утрачивают право на внеочередное получение жилых благоустроенных помещений, внеочередное вступление в жилищно-строительные, жилищные и гаражные кооперативы, а также на внеочередное получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, заключение с подрядными организациями договоров на строительство жилых домов с надворными постройками, приобретение строительных материалов.

 

Закрепление указанных прав на законодательном уровне в начале 90-х годов ХХ века было вызвано необходимостью принятия в отношении реабилитированных граждан мер как компенсационного, так и социального характера в максимальном объеме, исходя из возможностей государства и особенностей законодательного регулирования отношений, связанных с реализацией льгот и преимуществ. Предоставление права на внеочередное получение жилого благоустроенного помещения, вступление в жилищно-строительные, жилищные и гаражные кооперативы, внеочередное получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство являлось для указанной категории граждан льготой, преимуществом по сравнению с другими гражданами, которые реализовывали указанные права на общих основаниях.

 

Конституционный Суд подтверждает свою правовую позицию, изложенную им в решении от 27 декабря 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», суть которой заключается в том, что Конституция, определяя социальные права граждан и их гарантированность государством, устанавливает общие, принципиальные положения, касающиеся содержания этих прав, не определяя конкретные виды социальных льгот, их размер и категории граждан, на которых они распространяются, а также конкретные способы и объемы защиты указанных прав, предоставляемых отдельным категориям граждан.

 

Конституционный Суд также отмечает, что закрепление в части второй статьи 23 Конституции положения о том, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, свидетельствует о праве законодателя предоставлять конкретные преимущества и привилегии для определенных категорий граждан с учетом финансово-экономических возможностей государства. Исходя из смысла норм Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», оценка целесообразности и экономической обоснованности норм Закона выходит за пределы предмета проверки Конституционного Суда, который должен решать вопросы права.

 

Конституционный Суд, основываясь на конституционных нормах, содержащихся в статьях 2 и 21 Конституции, и с учетом позитивной обязанности государства по обеспечению должного законодательного  регулирования отношений, касающихся государственных социальных льгот, прав и гарантий для отдельных категорий граждан, приходит к выводу о том, что законодатель обоснованно исходит из сложившихся реалий в государстве, что согласуется с международными документами по правам человека, в частности Международным пактом  об экономических, социальных и культурных правах, которые относят механизм регулирования социальных прав на усмотрение законодателя каждого государства. При этом правовое регулирование соответствующих отношений должно согласовываться с ранее принятыми законодательными подходами.

 

С учетом изложенного исключение права реабилитированных граждан на получение указанных выше льгот и преимуществ согласуется с подходами, закрепленными в Законе Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а также в указах Президента  Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565, от 27 декабря 2007 г. № 667, от 28 января 2008 г. № 43, которыми утверждены соответствующие положения (Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, Положение об организациях застройщиков, Положение о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок), и не может оцениваться как  нарушающее требования Конституции.

 

С учетом того, что единичные случаи реабилитации граждан, пострадавших от репрессий в 20–80-х годах, могут иметь место и в настоящее время, исключение из законодательных актов положений, закреплявших, в частности, право реабилитированных граждан на улучшение жилищных условий, может привести на практике к спорным ситуациям в случаях уже начавшейся  реализации субъективного права.

 

В решении от 18 декабря 2008 г. «О реализации субъективного права при прекращении действия правовых норм» Конституционный Суд обращал внимание на то, что как на уровне законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих либо прекращающих (отменяющих) права граждан, так и на уровне правоприменительных решений должна быть обеспечена реализация предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами и гарантированных государством прав граждан.

 

Конституционный Суд подтверждает свою правовую позицию, изложенную в вышеназванном решении, суть которой заключается в том, что если при отмене нормативного правового акта (нормы законодательства) прекращается право, реализация которого уже началась, то законодателю следует определить возможность и порядок полной реализации данного субъективного права.

 

В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание на необходимость соблюдения системности правового регулирования отношений, касающихся реализации субъективных прав, своевременного согласования законодательных норм в целях исключения их неоднозначного понимания и применения.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам жилищных отношений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич