Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 июля 2010 г. № Р-486/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства».

 

Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 июня 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон направлен на защиту общегосударственных интересов в целях обеспечения территориальной целостности государства, национальной, экономической и энергетической безопасности, социальной защищенности населения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения историко-культурного и духовного наследия и определяет объекты, находящиеся только в собственности государства (статья 7), особенности владения, пользования и распоряжения ими (статья 8), виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, и порядок реализации этого права (статья 10), а также полномочия органов и лиц, осуществляющих государственное регулирование в указанных областях (статьи 3–6).

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Согласно части второй статьи 1 Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

 

В статье 13 Конституции предусмотрено, что собственность может быть государственной и частной (часть первая); недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (часть шестая); законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности (часть седьмая).

 

Международные акты закрепляют принцип неотъемлемого суверенитета народов над естественными богатствами и ресурсами. Так, в Резолюции 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 года о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами установлено, что право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств (пункт 1). Согласно пункту 2 статьи 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. В Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года Резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашено, что каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию (пункт 1 статьи 2).

 

Конституционный Суд считает, что проверяемый Закон, предметом регулирования которого являются объекты, находящиеся только в собственности государства, и виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, направлен на реализацию и дальнейшее развитие положений части седьмой статьи 13 Конституции. Определение Законом перечня объектов, находящихся только в собственности государства (статья 7), и видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства (статья 10), основывается также на нормах части второй статьи 1 Конституции. Из этих норм вытекает принцип государственного суверенитета, в силу которого государство обладает правом самостоятельно решать свои дела и с учетом положений названных международных актов определять объекты, находящиеся в его исключительной собственности либо только в собственности, а также закреплять исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

 

2. Перечень объектов, находящихся только в собственности государства (статья 7 Закона), установлен в целях обеспечения реализации ряда конституционных норм, предусматривающих как права граждан, так и обязанности государства. В частности, отнесение к объектам, находящимся только в собственности государства, земель, средств республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, золотовалютных резервов, материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов и других объектов (подпункты 1.1, 1.12–1.14, 1.29.11, 1.30 и другие подпункты пункта 1 статьи 7) обеспечивает должную реализацию конституционных положений о суверенитете и независимости государства, поскольку возможность их нахождения в частной собственности может поставить под угрозу национальную, экономическую, энергетическую безопасность, воспрепятствовать осуществлению государством возложенных на него функций и достижению тем самым конституционно значимых ценностей и целей. Нахождение только в собственности государства объектов, предусмотренных подпунктами 1.5, 1.15–1.21 и другими подпунктами пункта 1 указанной статьи Закона, позволяет выполнить задачи, вытекающие из части третьей статьи 1 и части первой статьи 59 Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, обеспечивает законность и правопорядок, а также принимает все доступные ей меры для создания  внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. Отнесение к объектам, находящимся только в собственности государства, объектов, предусмотренных подпунктами 1.22, 1.26 пункта 1 статьи 7, обеспечивает реализацию государством своих функций, возложенных на него статьями 15 и 51 Конституции. Социальный характер государства (часть первая статьи 1 Конституции) обусловливает закрепление за ним права собственности на ряд объектов социального обслуживания, предусмотренных, в частности, в абзаце пятом подпункта 1.29.9 пункта 1 статьи 7 Закона. Право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 46 Конституции) обеспечивается нахождением в собственности государства земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, объектов животного мира, обитающих в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, полигонов, сооружений (комплексов сооружений), предназначенных для захоронения твердых и жидких ядовитых химических отходов, продуктов, материалов, и других объектов (подпункты 1.1.2, 1.6, 1.11 и другие подпункты пункта 1 статьи 7).

 

Перечень объектов, находящихся только в собственности государства, закрепленный в статье 7 Закона, не является исчерпывающим. К таким объектам согласно подпункту 1.40 пункта 1 указанной статьи могут относиться и другие объекты, предусмотренные законодательными актами. Конституционный Суд с учетом части седьмой статьи 13 Конституции, из смысла которой вытекает, что объекты, находящиеся только в собственности государства, могут быть определены как в одном специальном, так и в иных законах, полагает правомерным установление перечня таких объектов наряду с проверяемым в других законах.

 

3. Конституционный Суд отмечает наличие в Законе норм, ограничивающих право собственности граждан и негосударственных организаций. Так, в соответствии с положениями пунктов 3 и 4 статьи 8 негосударственные организации, иностранные государства, международные организации, физические лица имеют право создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства, в случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, а также исключается возможность приватизации таких объектов, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь. Согласно пункту 1 статьи 12 Закона объекты, которые в соответствии с данным Законом отнесены к объектам, находящимся только в собственности государства, и на дату вступления в силу этого Закона находятся в собственности негосударственных организаций, физических лиц, не могут быть предметом залога, доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, с ними не могут совершаться иные сделки, за исключением сделок по отчуждению этих объектов в собственность государства, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.

 

В силу положений частей первой–третьей статьи 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная  законным способом, защищается государством. Согласно части третьей статьи 21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

 

В то же время Конституция допускает ограничение прав личности при условии, что случаи такого ограничения предусмотрены законом и необходимость ограничения  прав обусловлена интересами национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

 

Исходя из указанных конституционных положений и анализа норм Закона, Конституционный Суд считает, что приведенные ограничения прав являются конституционно обоснованными и направлены на защиту общегосударственных интересов, обеспечение безопасности государства, а именно национальной, экономической, энергетической, и реализации иных, не менее значимых, конституционных прав граждан и организаций. В связи с этим законодательно установленные ограничения права собственности соответствуют принципу пропорциональности и являются соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, обеспечивая баланс общегосударственных интересов и интересов граждан и организаций.

 

Определение в статье 10 Закона видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, свидетельствующее об ограничении конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13 Конституции), также согласуются с положениями Конституции. По мнению Конституционного Суда, вводимые ограничения для субъектов, основанных на праве частной собственности, являются соразмерными охраняемым Конституцией ценностям, обеспечивающим национальную и экономическую безопасность государства, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

 

4. Конституционный Суд обращает внимание на неопределенность отдельных норм Закона, что может привести к неоднозначному их пониманию и применению. Это, в частности, касается пункта 1 статьи 9 Закона, определяющего отдельные объекты, решение о прекращении использования по назначению которых принимается соответственно Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или в порядке, установленном местными Советами депутатов, и не предусматривается, какие органы (лица) принимают такие решения в отношении иных объектов, не перечисленных в указанном пункте.

 

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона допускается переход права собственности на объекты, которые в соответствии с Законом должны находиться только в собственности государства, но находящиеся на дату вступления в силу данного Закона в собственности физических лиц, в случае смерти (объявления умершими) этих лиц к новому собственнику в соответствии с законодательством. Однако неясно, следует ли при применении законодательства, в частности Гражданского кодекса Республики Беларусь, который допускает наследование не только по закону, но и по завещанию, учитывать положения пункта 1 указанной статьи Закона, запрещающие совершение гражданином каких-либо сделок с таким имуществом, кроме сделок по отчуждению этих объектов в собственность государства, если иное не установлено законодательными актами.

 

Конституционный Суд полагает, что изложенные в настоящем решении позиции относительно правовой неопределенности отдельных положений Закона могут быть учтены законодателем в ходе дальнейшей работы по совершенствованию его норм, в том числе с учетом практики применения.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                            П.П.Миклашевич