Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 июля 2010 г. № Р-484/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов».

 

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 июня 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон направлен на совершенствование предоставления правовой охраны объектам права промышленной собственности – изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, гармонизацию национального патентного законодательства с международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь, сокращение и упрощение административных процедур, осуществляемых патентным органом.

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (далее – Закон о патентах) и в пункт 1 статьи 1002 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), уточняющие механизм определения сроков действия патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, критерии патентоспособности промышленного образца, объем предоставляемой правовой охраны; устраняющие пробелы, касающиеся патентования служебных объектов права промышленной собственности; совершенствующие порядок выдачи патента и признания его недействительным; приводящие процедуру рассмотрения  споров между заявителем и патентным органом в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и др.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно Конституции свобода научного и технического творчества гарантируется; интеллектуальная собственность охраняется законом (части вторая, третья статьи 51).

 

Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, будучи результатом интеллектуальной деятельности, представляют собой нематериальные объекты гражданских правоотношений и как таковые могут одновременно использоваться неограниченным кругом лиц, поэтому для их включения в рыночный оборот необходим правовой механизм.

 

Конституционный Суд отмечает, что законодателем в проверяемом Законе закреплен комплекс мер, направленных на обеспечение баланса конституционных гарантий свободы творчества, с одной стороны, и защиты государством прав на результаты интеллектуальной деятельности – с другой.

 

В частности, согласно абзацу восьмому пункта 1 и абзацу третьему пункта 33 статьи 2 Закона при предоставлении правовой охраны промышленным образцам во внимание будет приниматься только графическое изображение изделия, что значительно упростит процедуру оформления заявки на выдачу патента, но при этом позволит вводить в гражданский оборот изделие, даже незначительно отличающееся по внешнему виду от запатентованных, не нарушая исключительного права патентообладателя.

 

В целях обеспечения баланса интересов всех участников научного и технического творчества в Законе устанавливается возможность признания патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец недействительными полностью или частично с даты подачи  заявки в патентный орган (пункт 30 статьи 2). Конституционный Суд обращает внимание на то, что законодатель при этом не предусмотрел норм, которые регулировали бы последствия признания патента недействительным и прекращения лицензионных договоров, заключенных на основании патента, признанного впоследствии недействительным, что не отвечает требованиям правовой определенности, вытекающим из конституционного принципа верховенства права.

 

2. Согласно статье 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается  заключение международных договоров, которые противоречат  Конституции.

 

В части первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что  международные договоры подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с  международным правом.

 

Ряд положений Закона направлен на реализацию норм международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

 

Статья 36 Закона о патентах дополняется нормой, регулирующей правовые отношения, связанные с действием евразийского патента на территории Республики Беларусь. В случае, когда евразийский патент и патент Республики Беларусь на идентичные изобретения или идентичное изобретение и полезную модель, имеющие  одну и ту же дату приоритета, принадлежат разным патентообладателям, такие изобретения или изобретение и полезная модель могут использоваться только с соблюдением прав патентообладателей (абзац девятый пункта 33 статьи 2 Закона). При этом право приоритета на евразийский патент (статья 8 Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года) и патент Республики Беларусь (пункт 3 статьи 16 Закона о патентах) признается в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.

 

Законодателем уточняется срок публикации сведений о заявке на изобретение, который будет зависеть не только от даты  подачи такой заявки, но, если испрошен приоритет, – с даты наиболее раннего  приоритета (пункт 1 статьи 20 Закона о патентах), что следует из пункта 2 статьи 21 Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года. Тем самым реализовано решение Конституционного Суда от 22 декабря 2000 г. «О некоторых вопросах, касающихся правовой охраны изобретений», которым было признано оправданным с целью обеспечения приоритета изобретений и надлежащей охраны прав авторов максимальным образом сокращать сроки проведения материалов заявки от ее регистрации до официальной публикации сведений о заявке.

 

В связи с этим, подтверждая правовую позицию, изложенную в Послании Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году», Конституционный Суд обращает внимание на необходимость более полной и своевременной реализации государственными органами и должностными лицами правовых позиций и предложений Конституционного Суда, направленных на совершенствование законодательства, защиту прав и свобод граждан.

 

3. Созданные в результате технического творчества объекты промышленной собственности представляют собой результаты интеллектуальной деятельности – интеллектуальную собственность, охраняемую в соответствии с частью третьей статьи 51 Конституции законом.

 

Согласно статье 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных  гражданских прав  осуществляет суд (пункт 1); защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случае, предусмотренном законодательством, а решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (пункт 3).

 

В частности, в качестве гарантии защиты исключительного права патентообладателя заявленному изобретению предоставляется временная правовая охрана, которая предусматривает  выплату патентообладателю после получения патента денежной компенсации. Законом установлено, что в случае недостижения между патентообладателем и лицом, использовавшим изобретение в период действия его временной  правовой охраны, соглашения о размере и порядке выплаты такой  компенсации спор разрешается в судебном порядке (абзац третий пункта 18 статьи 2).

 

Законом по-новому регулируется рассмотрение заявок на выдачу патента, имеющих одну дату приоритета. Предусмотрено, что в случае выявления в процессе экспертизы заявок на идентичное изобретение, полезную модель или промышленный образец с одной датой приоритета патент выдается по заявке, определяемой соглашением между заявителями. Однако в случае отсутствия указанного соглашения по заявкам принимается решение об отказе в выдаче патента (абзац девятнадцатый пункта 12 статьи 2 Закона).

 

Наряду с этим в соответствии с абзацем 20 пункта 17 статьи 2 Закона правовая норма (пункт 12 статьи 21 Закона о патентах), которая предоставляла заявителям в случае недостижения согласия на выдачу им одного патента  на идентичные изобретения, имеющие одну и ту же дату приоритета,  обратиться  в суд для решения  вопроса о выдаче патента, исключена.

 

Конституционный Суд считает, что, несмотря на исключение нормы, предоставлявшей заявителям возможность в указанном выше случае разрешать спор в судебном порядке, их конституционное право на защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (часть первая статьи 60 Конституции) может быть реализовано путем обжалования в установленном порядке решения патентного органа об отказе в выдаче патента в Апелляционный совет при патентном органе и (или) в суд.

 

4. Пункт 3 статьи 1 Закона о патентах дополняется положением, предусматривающим, что порядок продления сроков действия патента на изобретение, патента на полезную модель, патента на промышленный образец определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (абзац седьмой пункта 1 статьи 2 Закона). Аналогичные положения, определяющие полномочия Совета Министров, связанные с предоставлением правовой охраны объектам промышленной собственности, содержатся в абзаце одиннадцатом пункта 6, абзаце шестом пункта 8, абзаце втором пункта 14, абзацах втором и двенадцатом пункта 19, абзаце втором пункта 20 статьи 2 Закона.

 

Указанные нормы Закона согласуются со статьей 107 Конституции, закрепляющей полномочия Правительства Республики Беларусь по проведению государственной политики в области науки, и статьей 13 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», согласно которой Совет Министров принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства.

 

5. Изменение ряда положений Закона о патентах вызвано необходимостью их согласования с Законом Республики Беларусь «Об  основах административных процедур». Такой подход законодателя соответствует принципу верховенства права, закрепленному в части первой статьи 7 Конституции, и обеспечивает реализацию принципов  системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, установленных в статье 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

 

В частности, согласно пункту 21 статьи 2 Закона срок подачи в Апелляционный совет при патентном органе заявителем жалобы на решение патентного органа по результатам экспертизы заявки увеличен с трех месяцев до одного года, а жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения вместо четырехмесячного срока.

 

Наряду с этим, по мнению Конституционного Суда, законодателем допущена непоследовательность, поскольку аналогичного сокращения срока рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе возражения против выдачи патента, составляющего согласно пункту 3 статьи 33 Закона о патентах шесть месяцев, не предусмотрено.

 

6. Конституционный Суд обращает внимание законодателя на то, что положения Закона в части  внесения изменений и дополнений в Закон о патентах не соответствуют требованиям пункта 30 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь  от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», согласно которым если количество изменений и дополнений в действующую редакцию составляет более половины текста, необходима подготовка акта в новой редакции: в Закон  о патентах, содержащий 46 статей, вносится более 120 изменений и дополнений в 36 статей, одна статья излагается в новой редакции, а также Закон дополняется  новой статьей.

 

Кроме того, согласно пункту 41 вышеуказанных Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, статье 31 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» текст нормативного правового акта излагается лаконично, ясным, простым и доступным языком, исключающим различное толкование норм права. Однако положения абзаца четвертого статьи 1 и абзаца четвертого пункта 1 статьи 2 Закона, определяющие сроки действия  патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, не в полной мере согласуются с указанными правилами нормотворческой техники, что может повлечь неоднозначное толкование и применение на практике содержащихся в них норм о продлении срока действия патента на изобретение.

 

Указанное не влияет на общий вывод о конституционности проверяемого Закона.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку его  принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                            П.П.Миклашевич