23 июня 2010 г. № Р-467/2010
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 июня
Положениями Закона вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПиКоАП).
Вносимым статьей 1 Закона изменением в абзац первый части 1 статьи 2261 УК устанавливается уголовная ответственность за незаконное использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, совершенные лицом, которому такие сведения известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и повлекшие причинение ущерба в крупном размере. В ныне действующей редакции статьи 2261 УК уголовная ответственность предусмотрена только за незаконное использование либо распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, повлекшие причинение ущерба в крупном размере.
Статьей 2 Закона КоАП дополняется новой статьей 11.73, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность за незаконное использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным способом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения или информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если эти деяния не влекут уголовной ответственности.
В соответствии со статьей 3 Закона вносятся изменения и дополнения в ПиКоАП, касающиеся определения государственных органов, уполномоченных рассматривать дела, и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.73 КоАП.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Из содержания Закона следует, что его целью является защита прав и законных интересов владельцев ценных бумаг путем создания правового механизма противодействия незаконному использованию либо разглашению сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным способом до сведения неограниченного круга лиц.
Согласно Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28); пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (часть третья статьи 34).
Реестр владельцев ценных бумаг представляет собой совокупность данных о собственниках ценных бумаг одного вида определенного эмитента, составляемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим право на составление реестра, на основании заключенного с эмитентом договора (абзац пятнадцатый статьи 1 Закона Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»). Конституционный Суд считает, что защита прав и законных интересов владельцев ценных бумаг является важной задачей экономической политики государства, направленной на повышение инвестиционной и экономической привлекательности как внутри страны, так и на международной арене.
В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь сведения, содержащиеся в реестре владельцев ценных бумаг, не являются общедоступными. Так, в части второй подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля
2. Конституцией предусмотрено, что принятие законов об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об уголовной ответственности относится к компетенции Парламента Республики Беларусь (статьи 97, 98). Реализуя свои конституционные полномочия, Парламент вправе устанавливать уголовную и административную ответственность, основываясь на статье 23 Конституции, согласно которой допускается ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. При этом законодатель определяет, какие из деяний с учетом степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и иных обстоятельств относятся к преступлениям, а какие – к административным правонарушениям.
Конституционный Суд отмечает, что установление уголовной ответственности за незаконное использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, а также установление и конкретизация административной ответственности за соответствующие нарушения на рынке ценных бумаг направлены на снижение риска недобросовестного использования информации, содержащейся в реестре владельцев ценных бумаг, на устранение злоупотреблений со стороны лиц, которым такая информация известна в связи с их профессиональной или служебной деятельностью, и тем самым на обеспечение защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг, а также создание равных условий на рынке ценных бумаг для инвесторов.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что нормы Закона, предусматривающие административную и уголовную ответственность за незаконное использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до его опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным способом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения или информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, являются важным средством борьбы с различного рода противоправными деяниями на рынке ценных бумаг и направлены на защиту конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц. Установление соответственно уголовной или административной ответственности за вышеуказанные деяния в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера ущерба и иных обстоятельств является правомерным и допустимым, отвечает требованиям справедливости и соразмерно защищаемым конституционным ценностям и целям.
3. На реализацию принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм, направлены положения пункта 1 статьи 2 Закона, в соответствии с которыми из названия статьи 11.11 КоАП исключаются слова «предоставления реестра владельцев ценных бумаг», а также часть третья данной статьи, согласно которой административная ответственность наступает за предоставление реестра владельцев ценных бумаг, а также конфиденциальной информации о депоненте лицам, не имеющим на то законных прав или полномочий. Необходимость указанных изменений обусловлена включением в КоАП статьи 11.73, устанавливающей административную ответственность за аналогичное деяние. Такой подход законодателя устраняет несогласованность норм об административной ответственности и отвечает положениям Конституции о правовом государстве и верховенстве права (статьи 1, 7), а также норме Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что нормативные правовые акты должны быть внутренне согласованными и логично построенными (статья 23).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич