Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 июня 2010 г. № Р-464/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 мая 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 15 июня 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

В Законе определяются правовые и организационные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – Комитет) и его территориальных органов, устанавливаются полномочия Комитета и его территориальных органов, обязанности и права, гарантии правовой и  социальной защиты работников Комитета и его территориальных органов.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Беларусь провозглашена правовым государством.

 

Согласно статье 7 Конституции государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

 

В Конституции содержатся специальные нормы, определяющие правовой статус и компетенцию Комитета государственного контроля. Статьями 129–131 Конституции предусмотрено, что государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля; Комитет государственного контроля образуется Президентом; Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом; компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством.

 

Возлагая в соответствии с Законом на Комитет и его территориальные органы функцию государственного контроля и наделяя их полномочиями действовать властно-обязывающим образом (статьи 5, 8), законодатель исходит из принципов правового государства, важнейшими из которых являются принципы законности, соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан  Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе  индивидуальных предпринимателей и организаций, а также из принципов единства системы органов Комитета и централизации управления ими; открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне; презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия; равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; ответственности Комитета и его территориальных органов (их работников) за нарушение законодательства при осуществлении контроля (статья 4).

 

2. Конституционный Суд отмечает, что норма Закона, закрепляющая полномочия Комитета и комитетов государственного контроля областей   направлять в установленном порядке письменные запросы в налоговые органы об истребовании деклараций о доходах и имуществе (абзац тридцать первый статьи 14), согласно которым указанные органы могут получать декларации на основании их письменных запросов в налоговые органы, а не напрямую требовать от граждан представления деклараций, изложена с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом в решении от 10 июля 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь». В соответствии с этой позицией, сформулированной исходя из презумпции невиновности, предусмотренной статьей 26 Конституции и международными пактами о правах человека, гражданин предполагается добропорядочным и невиновным в совершении какого-либо правонарушения, пока в установленном законом порядке не будет доказано иное. Данный универсальный принцип права предполагает в том числе доверие гражданину-собственнику относительно правомерности оснований приобретения принадлежащих ему доходов и имущества, выступая тем самым в качестве одной из важнейших гарантий неприкосновенности собственности.

 

Указанный конституционно-правовой подход следует рассматривать и как дополнительный механизм реализации конституционного положения о защите государством собственности, приобретенной законным способом (часть третья статьи 44 Конституции).

 

3. В Законе закрепляются полномочия Комитета и комитетов государственного контроля областей (статья 14), а также определяются права работников Комитета и его территориальных органов, уполномоченных на проведение проверок, включая право этих работников  беспрепятственно входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки (за исключением случаев, когда законодательными актами предписание не предусмотрено); иметь возможность доступа в жилые помещения, иные законные владения граждан (учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли; проводить личный досмотр (обыск) представителей проверяемого субъекта и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств; проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия (статья 17), и др. Реализация названных прав в определенной мере связана с возможностью ограничения прав и законных интересов граждан и организаций.

 

По мнению Конституционного Суда, предусматриваемые Законом применительно к указанным и другим случаям ограничения прав граждан и организаций не ведут к утрате их реального содержания, они допустимы, социально оправданны и направлены на обеспечение интересов национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции). Эти ограничения соразмерны конституционно установленным ценностям и целям.

 

На достижение указанных целей направлены, в частности, положения статьи 16 Закона, возлагающие на работников Комитета и его территориальных органов обязанность принимать необходимые меры по защите интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению в установленном порядке к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства, и возмещению вреда, причиненного государству, гражданам и организациям.

Кроме того, организации и граждане, считающие, что действия (бездействие) работников Комитета и его территориальных органов, решения (предписания, постановления) Комитета и его территориальных органов, постановления коллегии Комитета государственного контроля,  коллегий комитетов государственного контроля областей ущемляют их права и законные интересы, вправе в порядке, установленном законодательными актами, обжаловать их в вышестоящий орган Комитета государственного контроля (вышестоящему должностному лицу), прокурору и (или) в суд, если иной порядок обжалования не установлен законодательными актами (статья 27 Закона). Данный законодательный подход соответствует части первой статьи 40, согласно которой каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, и части первой статьи 60 Конституции о гарантированности гражданам защиты прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла положений Закона, Конституционный Суд считает, что они согласуются с положениями Конституции, их содержание отвечает требованиям принципа правовой определенности.

 

По форме нормативного правового акта Закон отвечает требованиям пункта 2 части первой статьи 97 и части первой статьи 104 Конституции, части первой статьи 15 и части первой статьи 16 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

 

Порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97100 Конституции.

 

Субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках компетенции, закрепленной статьями 9799 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия, а также с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами при принятии акта соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                      П.П.Миклашевич