29 апреля 2010 г. № Р-445/2010
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Сергеевой О.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 апреля
Законом вносятся дополнения и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК), направленные на совершенствование положений данного Кодекса: уточняются полномочия органов, ведущих уголовный процесс; корректируются нормы, регулирующие организацию предварительного расследования уголовных дел и порядок исчисления сроков производства дознания и следствия, а также нормы, регулирующие порядок ускоренного производства по уголовным делам.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из необходимости обеспечения соразмерности конституционно значимых ценностей и преследуемых целей, принимая во внимание положения статьи 2 Конституции, согласно которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
1. В соответствии с вносимыми в УПК изменениями начальник органа дознания вправе утверждать постановление об отстранении подозреваемого от должности (часть 5 статьи 38), а прокурор – санкционировать применение данной уголовно-процессуальной меры (пункт 13 части 5 статьи 34); аналогичные полномочия об отстранении подозреваемого от должности предоставлены Министру внутренних дел Республики Беларусь, Председателю Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителю Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директору Департамента финансовых расследований или лицам, исполняющим их обязанности (часть 51 статьи 38).
Отстранение подозреваемого от должности порождает последствия, выходящие за рамки уголовно-процессуальных отношений, существенно ограничивая при этом такие конституционные права и свободы гражданина, как право на труд, честь, достоинство и деловую репутацию личности. Отсутствие у подозреваемого права на судебное обжалование данной уголовно-процессуальной меры затрудняет доступ к правосудию и ущемляет право этого лица на свободный выбор средства правовой защиты.
Согласно части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
В статье 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года предусмотрено право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, а в пункте «а» части 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года установлена обязанность государства обеспечивать любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицом, действовавшим в официальном качестве.
Исходя из вышеизложенных положений Конституции и международно-правовых актов, Конституционный Суд считает, что при реализации уголовно-процессуальной меры в виде отстранения подозреваемого от должности данному лицу должна быть обеспечена возможность обращения в суд за защитой своих прав.
2. Задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (часть 1 статьи 7 УПК).
Для решения указанных задач в соответствии с Законом вносится ряд изменений в УПК: допускается до возбуждения уголовного дела получать образцы для сравнительного исследования и производить извлечение трупа из места захоронения (эксгумацию) (часть 2 статьи 173 УПК); в случае нахождения обвиняемого в розыске орган, ведущий уголовный процесс, вправе провести экспертизу без ознакомления лица с соответствующим постановлением (часть 4 статьи 227 УПК).
Приведенные положения Закона влекут определенные ограничения прав и законных интересов участников уголовного процесса. Вместе с тем согласно части первой статьи 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Вышеуказанные изменения, вносимые в УПК, не противоречат Конституции, поскольку направлены на обеспечение общественного правопорядка. При этом Конституционный Суд обращает внимание правоприменителя на необходимость при решении задач уголовного процесса соблюдать нормы Конституции в целях реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3. Законом вносятся изменения в ряд статей главы 47 УПК, регламентирующих порядок ускоренного производства по уголовным делам: расширяется перечень преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлений, по которым проводится ускоренное производство; собирание материалов, имеющих значение для рассмотрения дела в суде, допускается до возбуждения уголовного дела; предусматривается возможность продления ускоренного производства до 15 суток.
С целью обеспечения прав и законных интересов участвующих в уголовном процессе граждан положениями Закона конкретизируются также основания, при наличии которых дознание и предварительное следствие по уголовным делам, возбужденным в порядке ускоренного производства либо по которым начато ускоренное производство, проводятся по общим правилам, установленным в УПК (статьи 456, 457).
При ускоренном производстве по уголовным делам закон допускает изъятия из общих правил досудебного производства, что предполагает необходимость адекватных гарантий недопущения нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, Конституционный Суд отмечает необходимость неукоснительного соблюдения в правоприменительной практике нормы части второй статьи 59 Конституции, согласно которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности, во взаимосвязи ее с положениями части 1 статьи 10 УПК, возлагающими на орган уголовного преследования обязанность обеспечивать защиту прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, – иное означало бы нарушение не только процессуальных прав участников уголовного процесса, но и их конституционных прав.
Конституционный Суд считает, что предусмотренные Законом дополнения и изменения, которые вносятся в УПК, не противоречат Конституции, однако обращает внимание законодателя и правоприменителя на недопустимость в правовом государстве снижения уровня уголовно-процессуальных гарантий как важнейшего условия соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Порядок принятия Закона соответствует нормам Конституции, согласно которым проекты законов рассматриваются в Палате представителей и направляются для одобрения в Совет Республики Национального собрания (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98). Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич