30 ноября 2009 г. № Р-382/2009
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики», иных законодательных актов и международных договоров Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 ноября
В Законе определяются цели, принципы, основные направления государственной молодежной политики, круг субъектов, гарантии ее осуществления и источники финансирования, закрепляются полномочия государственных органов по реализации государственной молодежной политики, возрастные границы принадлежности человека к категории молодых граждан.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно статье 32 Конституции молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие (часть шестая); государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии (часть седьмая).
Основываясь на указанных конституционных положениях, в статье 3 Закона законодатель определяет цели государственной молодежной политики: всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию; создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества; социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи; расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути. В качестве одного из принципов государственной молодежной политики в статье 4 Закона предусмотрено также обеспечение правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения социального статуса молодежи.
В статьях 14–17, 19 Закона устанавливаются общие подходы к обеспечению реализации молодежью таких закрепленных в Конституции прав, как право на охрану здоровья (часть первая статьи 45); право на вступление в брак и создание семьи (часть вторая статьи 32); право на труд (часть первая статьи 41); право на образование (часть первая статьи 49); право на свободу объединений (часть первая статьи 36). Необходимость реализации данных прав применительно к молодежи вытекает также из основополагающих международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь.
В части второй статьи 2 Закона определяется, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.
Конституционный Суд считает, что указанная правовая норма соответствует требованиям Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, к которой Республика Беларусь присоединилась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 10 апреля
Таким образом, Закон развивает положения Конституции и международных договоров в части реализации прав и свобод молодых граждан.
Вместе с тем Конституционный Суд отмечает следующее.
1. Законодателем принят закон об основах государственной молодежной политики, который по своей сути является базовым для регулирования общественных отношений в указанной сфере. Конституционный Суд считает, что, исходя из смысла пункта 2 части первой статьи 97 Конституции, Палата представителей Национального собрания вправе принимать законы об основах правового регулирования общественных отношений в важных сферах государственной и общественной жизни.
По мнению Конституционного Суда, принятие таких законов оправданно на начальном этапе формирования правовой системы государства, когда имеются значительные пробелы в правовом регулировании общественных отношений и необходимо законодательное определение общих принципов и подходов такого регулирования.
В настоящее время правовая система Республики Беларусь находится на качественно ином уровне и требует такого законодательного регулирования, которое должно быть полным и конкретным. Это предполагает необходимость обеспечения реализации принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, установленных в статье 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и других законодательных актах Республики Беларусь.
Регулирование отношений в сфере государственной молодежной политики на законодательном уровне впервые было осуществлено посредством принятия Закона Республики Беларусь от 24 апреля
2. Согласно преамбуле Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь.
В части первой статьи 12 Закона определены следующие основные направления государственной молодежной политики: гражданско-патриотическое воспитание молодежи; содействие формированию здорового образа жизни молодежи; государственная поддержка молодых семей; содействие реализации права молодежи на труд; государственная поддержка молодежи в получении образования; государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи; содействие реализации права молодежи на объединение; содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив; международное молодежное сотрудничество.
Таким образом, указанные положения Закона определяют наиболее значимые направления государственной молодежной политики и фактически носят программный характер.
По мнению Конституционного Суда, молодежная политика представляет собой одну из важных составных частей внутренней политики государства. Государственная молодежная политика и внутренняя политика государства находятся в системном единстве, для них характерны взаимосвязанность и взаимообусловленность. При этом основные направления внутренней и внешней политики являются общей системообразующей категорией, а основные направления государственной молодежной политики – их составным элементом.
Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь утверждены Законом Республики Беларусь от 14 ноября
Конституционный Суд полагает, что на законодательном уровне основные направления государственной молодежной политики как важная составная часть основных направлений внутренней и внешней политики государства должны закрепляться только в программном законе. Определение основных направлений государственной молодежной политики в законе, не являющемся программным, не позволяет реализовать требование части четвертой статьи 104 Конституции об особом порядке принятия положений программных законов и, следовательно, нарушает предписания статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая); государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая).
Основываясь на указанных нормах и принципах Конституции, Конституционный Суд считает, что положения части первой статьи 12 проверяемого Закона, определяющие основные направления государственной молодежной политики, должны включаться в программный Закон об основных направлениях внутренней и внешней политики, право на утверждение которого на основании пункта 2 части первой статьи 97 Конституции было реализовано Парламентом 14 ноября
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон соответствует конституционным положениям. Вместе с тем часть первая статьи 12 Закона не в полной мере согласуется с пунктом 2 части первой статьи 97 и частью четвертой статьи 104 Конституции относительно принятия программных законов.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Отметить, что часть первая статьи 12 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» не в полной мере согласуется с пунктом 2 части первой статьи 97 и частью четвертой статьи 104 Конституции Республики Беларусь относительно принятия программных законов.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич