24 декабря 2009 г. № Р-415/2009
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 декабря
Изменениями, вносимыми в Закон «О государственной дактилоскопической регистрации», уточняются положения этого Закона, касающиеся обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Республику Беларусь и обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в Республике Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся за получением разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Из числа названных лиц, обязанных проходить государственную дактилоскопическую регистрацию, исключены несовершеннолетние, не достигшие 14-летнего возраста, а также иностранные граждане и лица без гражданства старше 60 лет (пункт 1 статьи 1 Закона).
В Законе «О государственной дактилоскопической регистрации» уточняются компетенция государственных органов по проведению государственной дактилоскопической регистрации и сроки хранения дактилоскопической информации (пункты 2 и 5 статьи 1 Закона); данный Закон дополняется также нормами, устанавливающими, что обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат военнообязанные (пункт 1 статьи 1 Закона), и др.
Указанные изменения и дополнения направлены на совершенствование правового регулирования государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1).
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции).
В соответствии с частями первой и второй статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
По мнению Конституционного Суда, положения Закона, основанные на вышеназванных конституционных нормах, обеспечивают надлежащее правовое регулирование общественных отношений в сфере государственной дактилоскопической регистрации.
Содержащиеся в Законе правовые предписания согласуются также с положениями статьи 57 Конституции о том, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь, и статьи 58 Конституции, согласно которой никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» военнообязанные, то есть граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований, являются резервом Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время, а воинская служба представляет собой особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Этими требованиями и обусловлен особый, специфический правовой статус военнообязанных, который предполагает в том числе определенные ограничения их прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы.
Исходя из указанного, нормы Закона, касающиеся обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнообязанных, согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Предусматриваемые Законом ограничения не искажают сущность конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, они являются соразмерными конституционно установленным целям и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, прав и свобод других лиц.
Таким образом, Конституционный Суд полагает, что проведение обязательной дактилоскопической регистрации военнообязанных не может рассматриваться как необоснованное ограничение конституционных прав этой категории граждан, поскольку указанные ограничения соразмерны конституционно значимым целям.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по своему содержанию согласуется с положениями Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции Республики Беларусь, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции Республики Беларусь.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич