7 июля 2009 г. № Р-355/2009
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности», Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Структурно Закон состоит из четырех статей, из которых статьей 1 предусматривается внесение изменений и дополнений в УК, статьей 2 – дополнений в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», статьей 3 – изменений и дополнений в УПК, статьей 4 определяется дата вступления Закона в силу.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25).
Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59 Конституции).
Указанные положения Конституции реализуются в нормах проверяемого Закона.
Так, нормы Закона, касающиеся внесения изменений в УК, позволяют расширить возможности освобождения от уголовной ответственности на основании статей 86, 88, 89 и 118 УК, распространив их действие на лиц, впервые совершивших менее тяжкое преступление.
Законом также устанавливается возможность осуждения с отсрочкой исполнения наказания (статья 77 УК) лиц, впервые совершивших тяжкое преступление, не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, при полном возмещении причиненного вреда и возврате неосновательного обогащения.
Кроме того, нормами статьи 1 Закона предусматривается корректировка санкций отдельных статей УК, позволяющая обеспечить более дифференцированный подход при назначении наказания.
Конституционный Суд считает, что вышеназванные изменения призваны содействовать повышению эффективности применения судами принципа индивидуализации уголовной ответственности, а также создают условия для максимально полного восстановления нарушенных прав и законных интересов потерпевших, что способствует соблюдению конституционного принципа социальной справедливости при осуществлении уголовной политики и достижении целей, определенных в части 3 статьи 44 УК.
В соответствии с новой редакцией статьи 396 УК расширяется круг лиц, в отношении которых инсценировка получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа влечет уголовную ответственность. Это создаст дополнительные гарантии защиты прав, законных интересов и деловой репутации должностных лиц и иных работников, в том числе государственных органов и других государственных организаций, будет способствовать более эффективному предупреждению злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Дополнения, которые вносятся в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений, возникающих при установлении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений.
Наиболее существенные изменения и дополнения, вносимые в УПК, касаются оптимизации функций поддержания государственного обвинения. При этом предлагается проведение без участия государственного обвинителя судебного рассмотрения уголовных дел, расследованных в порядке ускоренного производства.
В связи с этим Конституционный Суд полагает необходимым отметить следующее.
В части первой статьи 115 Конституции предусмотрено, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это положение направлено на достижение таких задач уголовного процесса, как защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (статья 7 УПК).
Внося изменения и дополнения в УПК, законодатель исходит из того, что в ряде случаев по уголовным делам ускоренного производства (когда факт преступления очевиден и обвиняемый не отрицает своей причастности к его совершению) допустимо без ущерба для защиты прав и свобод человека проведение судебного рассмотрения уголовного дела без участия государственного обвинителя.
Анализ норм УПК с учетом вносимых изменений и дополнений показывает, что в них должным образом определяются основания для проведения судебного разбирательства без участия государственного обвинителя, а также закрепляются дополнительные гарантии всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств уголовного дела в судебном заседании и постановления законного и обоснованного приговора.
Так, назначение судебного разбирательства без участия государственного обвинителя не препятствует прокурору в любой момент вступить в судебное разбирательство для поддержания обвинения (часть 2 статьи 459 УПК в редакции Закона).
В случае непризнания обвиняемым своей вины полностью или в части либо когда судом признано необходимым участие государственного обвинителя в судебном заседании, суд выносит постановление об отложении судебного разбирательства и вызове государственного обвинителя, после чего разбирательство уголовного дела происходит в судебном заседании в соответствии с правилами глав 35–37 УПК (часть 8 статьи 459 УПК в редакции Закона).
Таким образом, устанавливаемый Законом судебный порядок рассмотрения уголовных дел ускоренного производства не исключает при возникновении объективной необходимости перехода на состязательный процессс соблюдением общих условий судебного разбирательства.
Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения в правоприменительной практике конституционно-правового принципа состязательности и равенства сторон в уголовном процессе с учетом всех требований уголовно-процессуального закона в случаях, когда при наличии определенных обстоятельств обязательно проведение состязательного процесса при рассмотрении уголовных дел ускоренного производства.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич