Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 марта 2009 г. № Р-319/2009
О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов рассмотрел Регламент Совета Министров Республики Беларусь.

Проанализировав соответствующие нормы Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс), законов Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее – Декрет № 14), Регламента Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 (далее – Регламент), Конституционный Суд установил:

1. Регламент принят Советом Министров на основании статьи 38 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» и регулирует вопросы организации и порядка деятельности Совета Министров, не урегулированные данным Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.

Согласно статье 107 Конституции Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь.

Правила организации и порядка деятельности Правительства, установленные в Регламенте, направлены на обеспечение осуществления Советом Министров своих полномочий.

2. В соответствии со статьей 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

В развитие указанных положений в статье 59 Конституции установлено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В силу положений части четвертой статьи 116 Конституции и части второй статьи 22 Кодекса Совет Министров наряду с другими уполномоченными органами и лицами обладает правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов (далее – акты).

В статье 19 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» также предусмотрено, что Совет Министров в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности актов. Данное право может быть реализовано Советом Министров как по собственной инициативе, так и на основании обращений с инициативой о проверке конституционности акта, поступивших в соответствии с частью третьей статьи 22 Кодекса в Совет Министров от государственных органов, не обладающих правом внесения подобных предложений в Конституционный Суд, общественных объединений, других организаций и граждан (далее – граждане и организации).

Вместе с тем в Регламенте не определены порядок рассмотрения Правительством таких обращений граждан и организаций с инициативой о проверке конституционности актов и порядок принятия решений о их поддержке или отклонении, а также особенности рассмотрения вопроса о внесении Советом Министров по собственной инициативе в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности акта.

По мнению Конституционного Суда, отмеченный пробел правового регулирования может привести к неполному исполнению предусмотренных в статье 59 Конституции обязанностей государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, а государственных органов и должностных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Конституционный Суд считает, что предусмотренному частью третьей статьи 22 Кодекса праву граждан и организаций на обращение с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта, должна корреспондировать обязанность данных органов и лиц рассмотреть такие обращения. В связи с этим в Регламент необходимо внести изменения и дополнения, определяющие порядок рассмотрения Правительством указанной инициативы граждан и организаций, принятия по результатам ее рассмотрения соответствующих решений, тем самым предусмотрев механизм реализации установленного частью третьей статьи 22 Кодекса фактического права граждан и организаций на обращение в опосредованной форме в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности акта.

Кодекс предусматривает, по существу, особый предмет обращения граждан и организаций – инициативу о проверке конституционности акта, органы и лица, к которым это обращение может быть направлено, – уполномоченные на внесение предложений в Конституционный Суд (часть четвертая статьи 116 Конституции, часть вторая статьи 22 Кодекса), а также особый порядок судопроизводства для рассмотрения вопроса о конституционности акта. В связи с этим такие обращения должны рассматриваться по отдельно установленным правилам, а не в соответствии с законодательством об обращениях граждан и организаций.

По мнению Конституционного Суда, рассмотрение обращений граждан и организаций с инициативой о проверке конституционности акта могло бы осуществляться подчиненными Совету Министров республиканскими органами государственного управления. В случае поддержки республиканскими органами государственного управления инициативы о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности акта данный вопрос следует вынести на рассмотрение Президиума Совета Министров с принятием, при наличии оснований, постановления Совета Министров о внесении в Конституционный Суд такого предложения. При мотивированном отказе во внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности акта заявителю – гражданину или организации по результатам рассмотрения обращения республиканскими органами государственного управления или на основании решения Президиума Совета Министров дается ответ.

Кроме того, в Регламенте следует закрепить соответствующие правила внесения и рассмотрения предложений членов Совета Министров о принятии Советом Министров по собственной инициативе решения о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности акта.

3. Согласно подпункту 1.5 пункта 1 Декрета № 14 Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь и некоторых государственных органов, в том числе Совета Министров, излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Однако в Регламенте порядок инициирования указанных предложений не определен.

В соответствии с частью первой статьи 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Эта конституционная норма означает в том числе полноту и однозначность правового регулирования, согласованность актов между собой, правовую определенность.

В связи с этим Конституционный Суд считает, что в Регламенте следует предусмотреть порядок рассмотрения в Совете Министров и внесения Советом Министров в Конституционный Суд предложений о выражении своей позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

По мнению Конституционного Суда, рассмотрение вопроса о внесении в Конституционный Суд указанного предложения возможно на Президиуме Совета Министров путем коллегиального принятия решения.

На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью восьмой статьи 22, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь  

РЕШИЛ: 

1. Признать необходимым в целях обеспечения надлежащего осуществления прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдения конституционных принципов верховенства права и правовой определенности внести соответствующие изменения и дополнения в Регламент Совета Министров Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193, направленные на установление порядка внесения Советом Министров Республики Беларусь в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений:

о проверке конституционности нормативных правовых актов, в том числе подготовленных на основании инициативы граждан и организаций, обратившихся в Совет Министров Республики Беларусь с такими предложениями;

об изложении Конституционным Судом Республики Беларусь своей позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь в установленном порядке внести в Регламент Совета Министров Республики Беларусь необходимые изменения и дополнения.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

4. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь». 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                       П.П.Миклашевич