24 апреля 1998 г. № Р-64/98
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., проанализировав Положение о порядке государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1998 г. № 512 "О государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка", руководствуясь статьей 7 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь",
РЕШИЛ:
1. Утвердить текст письма Совету Министров Республики Беларусь "О Положении о порядке государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка".
Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь Г.А. Василевич
Совет Министров
Республики Беларусь
Премьер-министру
Республики Беларусь
ЛИНГУ С.С.
О Положении о порядке государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка
Уважаемый Сергей Степанович!
Совет Министров Республики Беларусь 1 апреля 1998 года принял постановление "О государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка". Как отмечается в преамбуле названного постановления, оно принято в целях совершенствования механизма правового регулирования в республике.
Постановлением, в частности, установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные акты республиканских органов государственного управления, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, а также акты Национального банка по вопросам регулирования кредитных отношений, денежного обращения и определения порядка расчетов, касающиеся всех субъектов хозяйствования.
Пунктом 6 Положения о порядке государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка, утвержденным указанным постановлением, перечислены случаи, когда Министерство юстиции отказывает в регистрации нормативных актов. Из содержания указанного пункта следует, что не подлежат, в частности, регистрации акты нормативно-распорядительного характера; акты, вносящие изменения и дополнения в нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию; акты, содержащие отдельные пункты с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Секретно".
Императивное требование об отказе в регистрации указанных актов может привести к ситуациям, когда не будут регистрироваться акты, которые по своей юридической природе и содержанию должны подлежать обязательной регистрации. Это относится прежде всего к актам нормативно-распорядительного характера, касающимся прав, свобод и обязанностей граждан, тогда как согласно пункту 10 анализируемого Положения такие акты вступают в силу только после их государственной регистрации и официального опубликования.
Аналогичная ситуация может сложиться с актами, в отношении отдельных пунктов которых проставлен гриф секретности, если другими пунктами таких актов, не имеющих указанных грифов, затрагиваются права граждан, субъектов хозяйствования (если речь идет, например, об актах Национального банка), либо они носят межведомственный характер. Равным образом это касается изменений и дополнений, вносимых в ранее незарегистрированные и неопубликованные акты, так как они могут содержать нормативные предписания, подлежащие обязательной регистрации и опубликованию. В этом случае следует скорее вести речь о регистрации и опубликовании акта в целом с изменениями и дополнениями, независимо от времени его принятия.
Нельзя также однозначно согласиться с предписанием о том, что в регистрации нормативного акта отказывается, если он принят республиканским органом государственного управления до 13 мая 1993 года либо до вступления в силу Закона от 2 марта 1995 года (в отношении актов Национального банка), особенно, если речь идет о неопубликованных актах. Представляется, что государственные органы должны провести ревизию таких актов и определить их судьбу с тем, чтобы исключить действие незарегистрированных и неопубликованных актов.
На недопустимость применения на практике актов, не прошедших установленную процедуру их регистрации и опубликования, Конституционный Суд обращал внимание уполномоченных государственных органов в своем решении от 9 ноября 1994 года № З-7/94 "О применении в Республике Беларусь неопубликованных либо не доведенных до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов", а также в Послании "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1997 году".
Конституционный Суд рассчитывает на понимание важности отмеченной проблемы и ее надлежащее разрешение в соответствии с Конституцией путем внесения необходимых изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации нормативных актов республиканских органов государственного управления и Национального банка.
Принято 24 апреля 1998 года на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь.
Вносится на основании статьи 7 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Председатель Конституционного Суда Г.А. Василевич