26 июня 1998 г. № З-68/98
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А, судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
с участием представителей сторон:
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Дубовика Н.Н. — члена Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту; Жишкевича В.И. — начальника управления законопроектной работы, заместителя начальника Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Бурого В.В. — заведующего отделом гражданского, социального и хозяйственного законодательства экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
рассмотрел в открытом судебном заседании дело “О соответствии Конституции Республики Беларусь части второй статьи 116 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь”.
В судебном заседании приняли участие: Царенко Е.М. — заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь; Жданович И.Н. — заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; Ивановский А.В. — заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь; Сергеева О.Г. — заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 19 мая 1998 года по предложению Президента Республики Беларусь на основании статьи 116 Конституции, статей 5 и 6 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь” и статьи 43 Регламента Конституционного Суда.
Проверке подлежала часть вторая статьи 116 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (СЗ БССР, 1969 г., № 17, ст. 278; 1990 г., № 22, ст. 451), предусматривающая, что усыновление может быть произведено без согласия родителей, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и без уважительных причин, несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства, не принимают участия в его воспитании и содержании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.
В своем предложении в Конституционный Суд о проверке конституционности части второй статьи 116 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (в дальнейшем — КоБС) Президент Республики Беларусь указал, что в соответствии со статьей 113 КоБС усыновление производится решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета депутатов по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. В предложении отмечено, что согласно части четвертой статьи 32 Конституции дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав соответствующие положения Конституции, Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, других нормативных актов Республики Беларусь, Конвенции о правах ребенка и иных международно-правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.
В соответствии со статьей 112 КоБС усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах.
Согласно статье 113 КоБС усыновление производится решением исполнительного комитета районного, городского или районного в городе Совета депутатов (в настоящее время — исполнительные и распорядительные органы районов, городов, районов в городах) по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. Предусмотренный данной статьей порядок применяется как в случаях, когда усыновление осуществляется с согласия родителей или лиц, их заменяющих, так и в случаях, когда такого согласия нет.
Для усыновления требуется согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав (часть первая статьи 115 КоБС). Из этого правила имеется несколько исключений, допускающих усыновление без согласия родителей.
Частью первой статьи 116 КоБС предусмотрено, что для усыновления не требуется согласия родителей, если они лишены родительских прав или признаны в установленном законом порядке недееспособными либо безвестно отсутствующими.
Часть вторая указанной статьи определяет условия, когда усыновление может быть произведено без согласия родителей, не лишенных родительских прав, являющихся дееспособными, то есть способными понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения, и не признанных безвестно отсутствующими. В ней предусмотрено, что усыновление может быть произведено без согласия родителей, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и без уважительных причин, несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства, не принимают участия в его воспитании и содержании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.
В соответствии с частью третьей статьи 32 Конституции родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Основной Закон определяет, что воспитание, забота о здоровье детей, их развитии и обучении является не только правом, но и обязанностью родителей или лиц, их заменяющих.
Согласно части четвертой указанной статьи Конституции дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Судебный порядок отделения детей против воли родителей или лиц, их заменяющих, установлен в Республике Беларусь с принятием Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями на республиканском 1996 года референдуме.
Исходя из содержания указанных норм Конституции следует, что отделение ребенка от своей семьи без согласия родителей возможно в случаях, если родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей, не заботятся об их здоровье, развитии, обучении, и причем такое отделение возможно только на основании решения суда.
Усыновление в случаях, предусмотренных частью второй статьи 116 КоБС, приводит к отделению детей от своей семьи против воли родителей или лиц, их заменяющих. Поскольку частью четвертой статьи 32 Конституции предусмотрен только судебный порядок такого отделения, Конституционный Суд пришел к выводу о несоответствии внесудебного порядка усыновления, если оно осуществляется против воли родителей, порядку, установленному Конституцией.
Порядок усыновления детей в случаях, предусмотренных частью второй статьи 116 КоБС, определен в статье 113 данного Кодекса. В этой связи Конституционный Суд обращает внимание на то, что указанные нормы Кодекса о браке и семье допускают возможность усыновления детей против воли родителей или лиц, их заменяющих, во внесудебном порядке, что не соответствует статье 32 Конституции.
Конституционный Суд пришел также к выводу о несоответствии проверяемых положений Кодекса о браке и семье Республики Беларусь международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Согласно статье 23 Международного пакта о гражданских и политических правах семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Статьей 24 Пакта предусмотрено, что каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Каждое участвующее в данном Пакте государство взяло на себя обязательство развивать возможности судебной защиты (статья 2).
В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах ребенка государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
В соответствии со статьей 137 Конституции Республики Беларусь Конституция обладает высшей юридической силой. В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция.
Согласно статье 142 Конституции законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в части, не противоречащей Конституции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 116 Конституции, статьями 5, 6, 34, 38, 40 и 43 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Признать часть вторую статьи 116 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь в той мере, в какой она допускает усыновление детей без согласия родителей или лиц, их заменяющих, во внесудебном порядке, предусмотренном статьей 113 данного Кодекса, не соответствующей Конституции Республики Беларусь и Конвенции о правах ребенка. Считать эту норму не имеющей юридической силы с момента принятия настоящего Заключения.
2. Национальному собранию Республики Беларусь внести в Кодекс о браке и семье Республики Беларусь необходимые изменения и дополнения в соответствии с настоящим Заключением.
3. До внесения изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье Республики Беларусь должна в соответствии со статьями 137 и 142 Конституции непосредственно применяться норма части четвертой статьи 32 Конституции, определяющая судебный порядок отделения детей от своей семьи против воли родителей или лиц, их заменяющих.
4. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в “Народнай газеце” и “Звяздзе”, а также в “Ведамасцях Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь”.
5. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь Г.А. Василевич