12 ноября 2002 г. № Р-151/2002
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Кеник К.И., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З. рассмотрел на основании статьи 40, части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь обращение, касающееся определения понятия дохода от незаконной предпринимательской деятельности, данного в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 6 "О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности".
Проанализировав положения Уголовного и Гражданского кодексов, налогового законодательства и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.
В соответствии с частью первой статьи 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем - УК) преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными данным Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Согласно части первой статьи 233 УК незаконная предпринимательская деятельность признается преступлением, если она сопряжена с получением дохода в крупном размере. Частью второй данной статьи предусматривается повышенная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, сопряженную с получением дохода в особо крупном размере.
В примечании к главе 25 УК, предусматривающей ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности, к которым относится и незаконная предпринимательская деятельность, определено, что следует понимать под крупным и особо крупным размерами дохода. Однако само понятие дохода, его состав и порядок исчисления уголовным законом не определены.
Не предусмотрено определение понятия "доход" и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, статьей 154 которого установлена административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности.
Конституционный Суд отмечает, что понятие дохода содержится в других актах законодательства. Однако оно определено по-разному, в зависимости от целей, для которых это понятие применяется.
Так, согласно Закону "О подоходном налоге с физических лиц" в целях данного Закона под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности (статья 2). В то же время при налогообложении доходов от предпринимательской деятельности доход от такой деятельности в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 14 данного Закона определяется как разница между выручкой (в денежной и натуральной форме) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей, доходами от внереализационных операций и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этих доходов. Одновременно в пункте 5 данной статьи установлено, что если предприниматель не может документально подтвердить свои расходы, связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, исключение расходов из выручки производится в размере 10 процентов выручки.
Согласно Закону "О налогах на доходы и прибыль" облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (часть первая пункта 2 статьи 2). При определении прибыли от реализации товаров принимаются издержки, приходящиеся на фактически реализованные товары (часть третья пункта 2 статьи 2).
В соответствии с Законом "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем", устанавливающим систему мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, доходы, полученные незаконным путем, - это деньги (валюта Республики Беларусь и иностранная валюта), ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в результате нарушения законодательства (пункт 1 части первой статьи 2).
Декретом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 "О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности" объектом налогообложения для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций признается общая сумма доходов, полученная в налоговом периоде; для иных юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами, - общая сумма доходов от реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде (подпункт 1.2 пункта 1). В подпункте 1.3 пункта 1 указанного Декрета налогооблагаемая база определяется кредитно-финансовыми учреждениями как общая сумма доходов, полученная в налоговом периоде, уменьшенная на сумму расходов, относимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом особенностей состава затрат, включаемых в расходы на осуществление банковской деятельности, и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям; страховыми организациями - как общая сумма доходов, полученная от оказания страховых услуг и осуществления других видов деятельности в налоговом периоде, уменьшенная на сумму расходов, относимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом особенностей состава затрат, включаемых в расходы данных организаций, и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям; иными юридическими лицами, осуществляющими операции с ценными бумагами, - как разница между ценой реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию.
В части второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса в качестве одной из составляющих понятия "предпринимательская деятельность" указана направленность деятельности на систематическое получение прибыли.
По мнению Конституционного Суда, состав дохода и порядок его определения имеют существенное значение для установления характера и степени общественной опасности незаконной предпринимательской деятельности, признаваемой преступной.
Конституционный Суд обращает внимание на то, что в УК применительно к статье 233, устанавливающей ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, состав дохода и порядок его исчисления не определяются.
Для целей квалификации незаконной предпринимательской деятельности как преступного деяния понятие дохода определено постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 6 "О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности". В пункте 6 данного постановления разъяснено, что "под доходом от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать всю сумму выручки в денежной либо натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении".
Разъясняя, что следует понимать под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, Пленум Верховного Суда фактически дал определение дохода, согласно которому такая деятельность при получении дохода в крупном или особо крупном размере признается преступлением. По мнению Конституционного Суда, Пленум Верховного Суда выполнил функцию законодателя.
Согласно статье 49 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" Пленум Верховного Суда уполномочен рассматривать материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.
Уголовный кодекс является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь (часть вторая статьи 1 УК). Положениями части второй статьи 3 УК предусмотрено, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом; преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК; нормы УК подлежат строгому толкованию; применение уголовного закона по аналогии не допускается.
В Конституции закреплено, что толкование законов относится к ведению Национального собрания Республики Беларусь (статьи 97 и 98).
В соответствии с частью первой статьи 70 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.
Согласно статье 72 указанного Закона при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы (часть первая); применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности (часть третья).
Конституционный Суд отмечает, что для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в УК, только законодатель вправе определить понятие "доход" применительно к незаконной предпринимательской деятельности, а также к другим преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности.
В связи с изложенным Конституционный Суд считает, что определение понятия "доход" применительно к незаконной предпринимательской деятельности должно содержаться не в постановлении Пленума Верховного Суда, а в УК либо должно быть раскрыто путем толкования этого понятия применительно к уголовным правоотношениям законодательным органом.
Руководствуясь статьей 40, частью первой статьи 116 Конституции, статьями 7, 11, 36, 38, 40, 401 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Отметить необходимость определения понятия "доход" для целей квалификации преступлений против порядка осуществления экономической деятельности непосредственно в Уголовном кодексе Республики Беларусь либо путем дачи соответствующего толкования законодательным органом, что должно способствовать формированию единой и основанной на законе судебной практики.
2. Предложить Национальному собранию Республики Беларусь принять закон в соответствии с настоящим решением.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь Г.А. Василевич