Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд в своем заседании 12 января с.г. рассмотрел вопросы правового регулирования проезда граждан в общественном транспорте при изменении тарифов на перевозку пассажиров.
Правилами установлено, что одноразовый билет (талон) на одну поездку в автобусе, трамвае, троллейбусе является действительным только на протяжении 10 дней после установления нового тарифа.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса по договору перевозки перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется талоном.
Основной обязанностью пассажиров является оплата проезда. Приобретение талона означает исполнение данной обязанности.
Конституционный Суд, анализируя данную правовую ситуацию, отметил, что пассажиры городского транспорта самостоятельно избирают вид проездного документа: талон на одну поездку в автобусе, троллейбусе, трамвае; декадный проездной билет; месячный проездной билет. Если декадные и месячные проездные билеты ограничены сроком их действия, то использование билета на одну поездку в автобусе, троллейбусе, трамвае заранее какими-либо календарными сроками не ограничивается, как и не ограничивается количество приобретаемых билетов.
Например, пассажир может приобрести несколько одноразовых талонов, но использовать только один, а это значит, что определенное количество талонов может оставаться неиспользованными длительное время. При этом следует отметить, что правило о действительности талона старого образца на протяжении 10 дней после введения нового тарифа нормативными правовыми актами не определено.
Права, которые принадлежат пассажиру, различны. Права связаны не только с заключением и исполнением договора перевозки, но и с изменением первоначально заключенного договора, а также с отказом от его исполнения.
Согласно положениям Гражданского кодекса, если после заключения и прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством. Также предусмотрено право уполномоченных органов на изменение тарифа, то есть практически на изменение в одностороннем порядка существенных условий договора (провозной платы).
Однако одной из особенностей договора перевозки пассажиров является то обстоятельство, что стороной этого договора выступает пассажир как гражданин-потребитель. Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителя расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены отступления от условий договора, ухудшившие результат услуги.
Изменение тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом (в сторону увеличения) затрагивает права граждан. При этом необходимо учитывать, что проезд по билету старого образца в условиях действия новых тарифов признается административным правонарушением и влечет достаточно строгую ответственность. Изучение практики показало, что при изменении тарифа на перевозку пассажиров городским общественным транспортом до изготовления билетов на одну поездку (талонов) нового образца распространяются талоны старого образца по новой стоимости. В данном случае необходимо строго соблюдать правила о введении в действие нормативных правовых актов, устанавливающих новые тарифы, что не всегда соблюдается на практике.
Конституционный Суд направил соответствующее предложение Минскому городскому исполнительному комитету.