Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд в своем заседании 26 января с.г. рассмотрел вопросы взимания средств с субъектов хозяйствования на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства г. Минска
В частности, Минским городским исполнительным комитетом 2 июля 1992 г. было утверждено Положение о взимании разовых сборов при предоставлении земельных участков под новое строительство или расширение существующих объектов (на момент вынесения решения утратило силу). Действует решение "О порядке привлечения средств предприятий министерств и ведомств на строительство и реконструкцию систем инженерного обеспечения г. Минска" от 13 июня 1994 г.
В обращениях граждан указывается, что платежи, взимаемые в соответствии с этими решениями, по своим признакам полностью соответствуют местным сборам, право на введение которых принадлежит местным Советам депутатов, а не исполнительным комитетам. Кроме того, Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" сборы на развитие отраслей городского хозяйства и на возмещение затрат на создание инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры не предусмотрены.
Конституционный Суд проанализировал данные решения, исходя из положений Конституции, законов "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год", "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь".
Согласно положениям Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и разрешении проведения проектно-изыскательских работ, о предоставлении земельного участка и разрешении строительства объекта.
Закон "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" предусматривает право исполнительных комитетов устанавливать нормативы участия предприятий, организаций, учреждений, объединений и других юридических лиц, расположенных на подведомственной им территории, в развитии социальной и инженерной инфраструктуры соответствующего региона.
Положение о взимании средств на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства г. Минска основанием для взимания средств на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства устанавливает решение горисполкома, разрешающее заказчикам производство проектно-изыскательских работ по конкретному объекту. В решении наряду с другими сведениями указывается объем капитальных вложений на долевое участие или конкретное задание заказчику по строительству какого-либо объекта городского хозяйства. Установлена также ответственность заказчиков за невыполнение требований горисполкома.
Конституционный Суд считает, что взимание средств на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства, предусмотренное в данном случае -реализация Мингорисполкомом права на установление нормативов участия предприятий, организаций, учреждений, объединений и других юридических лиц в развитии инфраструктуры соответствующего региона. Это право предоставлено исполнительным комитетам Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь".
Таким образом, привлечение средств предприятий и организаций на долевое участие в развитии городских систем и сооружений не относится к категории местных сборов.
Из содержания норм Закона также следует, что взимание средств на долевое участие может осуществляться только с согласия собственника этих средств.
С 2005 года Мингорисполкомом заключаются договоры на право проектирования и строительство объектов со всеми заказчиками, которые осуществляют строительство в г. Минске. В договорах оговариваются права и обязанности каждой из сторон, в том числе по долевому участию в развитии отраслей городского хозяйства.
Конституционный Суд отмечает, что в случае взимания денежных средств на долевое участие без согласия собственника этих средств субъект хозяйствования может воспользоваться правом на судебную защиту и оспорить такое взимание в хозяйственном суде.
В процессе рассмотрения конкретного дела субъект хозяйствования имеет возможность в порядке статьи 112 Конституции поставить перед хозяйственным судом вопрос об обращении в Конституционный Суд. Порядок обращения хозяйственных судов в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов определен в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 26 апреля 2005 г.