Новости
Конституционный Суд в своем заседании 16 февраля с.г. рассмотрел правомерность запрета, установленного в законодательстве на совершение сделок с изделиями из драгоценных металлов без государственного пробирного клейма Республики Беларусь.

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь


     Конституционный Суд в своем заседании 16 февраля с.г. рассмотрел правомерность запрета, установленного в законодательстве на совершение сделок с изделиями из драгоценных металлов без государственного пробирного клейма Республики Беларусь.

     В действующем законодательстве установлен запрет на совершение сделок между физическими лицами с ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, на которых отсутствуют государственное пробирное клеймо Республики Беларусь или пробирные клейма государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР.

    Конституционный суд проанализировал положения Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов, Закона от 21 июня 2002 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями, утвержденных постановлением Совета Министров от 25 ноября 1999 г. и иных актов законодательства.

     Согласно Правилам ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов являются изделия с обязательным наличием на них государственного пробирного клейма Республики Беларусь или пробирных клейм государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР.

     Из данного положения вытекает, что сделки разрешаются только с такими ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, в том числе со вставками из драгоценных и недрагоценных камней, которые обязательно имеют государственное пробирное клеймо Республики Беларусь или пробирные клейма государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР.

      Закон от 21 июня 2002 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", определяя предметы, относящиеся к драгоценным металлам и драгоценным камням, не указывает на наличие на ювелирных изделиях государственного пробирного клейма Республики Беларусь.

      Это послужило одним из оснований обращения в Конституционный Суд, в котором указывается на несоответствие понятий ювелирных изделий, содержащихся в Правилах и Законе.

     В обращении поставлен также вопрос о правомерности ограничения конституционного права собственности тех лиц, которые за пределами Республики Беларусь (за пределами бывшего СССР) законным путем приобрели ювелирные изделия из драгоценных металлов, а на территории Беларуси продали их другим лицам без проставления на них государственного пробирного клейма Республики Беларусь.

     Однако законодательство, в частности, Положение о государственном пробирном надзоре, утвержденному постановлением Кабинета Министров от 26 декабря 1995 г., предусматривает необходимость клеймения государственным пробирным клеймом Республики Беларусь ювелирных изделий, привезенных из-за границы, если с такими изделиями осуществляется предпринимательская деятельность либо совершаются сделки между физическими лицами.

    Аналогичный подход применяется и в других государствах.

     Конституционный Суд пришел к выводу, что в целях проведения единой политики, направленной на рациональное использование драгоценных металлов и драгоценных камней, для противодействия незаконному бизнесу, связанному с ювелирными изделиями, государство вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся сделок с ювелирными изделиями, которые осуществляют физические лица.

    В связи с этим граждане должны знать о возможности привлечения их к уголовной ответственности, если они продают ювелирные изделия, приобретенные за рубежом и на которых нет государственного пробирного клейма Республики Беларусь.