Новости
Принято Послание о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2004 году

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
 

     Конституционный Суд Республики Беларусь 2 февраля 2004 г. принял Послание "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2004 году".

     В истекшем году исполнилось 10 лет Конституции Республики Беларусь, прошли республиканский референдум и очередные выборы в Парламент. Все значимые события в жизни государства опосредовано выражены в нормативных правовых актах. Именно путем принятия законов, подзаконных актов устанавливаются, с одной стороны, права и обязанности граждан, с другой стороны, полномочия государственных органов.

    Основное внимание в Послании на основе анализа принятых в 2004 году решений Конституционного Суда (принято 45 решений) уделено нормотворческой деятельности и практике применения законодательства.

     Отмечено, что в Республике Беларусь создана необходимая правовая база для подготовки нормативных правовых актов. Президентом Республики Беларусь утверждена Концепция совершенствования законодательства, Парламентом принят Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 утверждены Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь приняты регламенты. Указанные документы содержат основные требования, предъявляемые к подготовке, принятию и исполнению норм права.

     В государстве накоплен опыт правотворчества и правоприменения.

     Большинство законодательных актов, как отмечает в своем Послании Конституционный Суд, принято в соответствии с нормами Конституции и международно-правовыми стандартами. Созданная правовая база позволяет всем ветвям государственной власти реализовывать свои полномочия, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

    Одновременно Конституционный Суд указал, что для правового государства важно обеспечить формирование современной системы законодательства, которая базируется прежде всего на конституционных принципах и нормах. Акты текущего законодательства должны составлять выстроенную на основе Конституции правовую пирамиду, в которой исключены противоречия и пробелы.

     К сожалению, конституционные нормы в области прав и свобод человека не стали в полной мере непосредственно действующими. Зачастую их применение зависит от того, насколько они воспроизведены в актах текущего законодательства. Иногда применение конституционных норм зависит от знаний, от убежденности должностного лица в том, что Конституция в настоящее время - реально действующий документ. Все еще проявляется непонимание отдельными должностными лицами важности конституционных норм, их приоритетного места в правовой системе, необходимости безукоризненного исполнения закрепленного в статье 137 Конституции правила о высшей юридической силе Основного Закона.

     В 2004 году в Конституционный Суд с индивидуальными и коллективными обращениями обратилось более 5 тысяч граждан. Обращения граждан, которые являются одной из важнейших форм взаимодействия государства и личности, свидетельствуют о многочисленных недостатках в нормотворческой сфере. Необходимое условие обеспечения единообразного понимания правовых норм и практического их применения - высокий уровень качества законодательства.

     К сожалению, приходится констатировать, что правовому регулированию общественных отношений еще присущи такие явления, как сложность и неопределенность правовых предписаний; несвоевременность внесения соответствующих изменений в законодательство в связи с принятием актов, обладающих более высокой юридической силой; придание нормативным правовым актам, ухудшающим правовое положение субъектов права, обратной силы; превышение правотворческими органами пределов своей компетенции; пробелы в правовом регулировании; противоречивость практики применения актов законодательства; несвоевременное разъяснение законодательства, особенно содержащего коллизионные нормы.

     Конституционный Суд предложил в целях совершенствования нормотворческого процесса включать в проект акта нормы о необходимых изменениях иных действующих актов аналогичного уровня; упорядочить институт экспертизы проектов нормативных правовых актов; обеспечить прогноз последствий принятия актов; а также возложить на один из субъектов власти (в том числе, возможно, на Конституционный Суд) осуществление общего анализа правоприменительной практики в республике.

     В Конституции закреплена взаимная ответственность государства и граждан. Государство вправе привлекать к ответственности граждан, нарушающих закон, в свою очередь, граждане в силу статьи 1, 59 и других статей Конституции вправе ожидать, что государство будет осуществлять правовое регулирование по установленным им же правилам. В этой связи, по мнению Конституционного Суда, должна быть усилена ответственность должностных лиц за обеспечение конституционной законности как в правотворчестве, так и в правоприменении.