Конституция - это реально действующий документ
Такова идея Послания Конституционного Суда
2 февраля 2005 г. Конституционный Суд Республики Беларусь принял Послание "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2004 году".
Обязанность направлять ежегодные послания о состоянии конституционной законности в стране возложена на Конституционный Суд законом. Традиционно все специализированные органы конституционного контроля других стран обладают таким правом. Послание является концентрированным выражением взгляда этих органов власти на наиболее актуальные вопросы правового развития страны.
Послания Конституционного Суда направляются в адрес Главы государства и палат Парламента, ведь именно эти органы принимают наиболее важные нормативные правовые акты, влияющие на развитие правовой системы.
Послание готовится на основе рассмотренных в Конституционном Суде материалов. Конституционный Суд вправе определить вопросы, которые являются наиболее актуальными для современного развития страны с целью исправления имеющихся недостатков.
Нынешнее Послание посвящено проблемам нормотворческой и правоприменительной деятельности. Оценки даны на основе деятельности Конституционного Суда в 2004 году по проверке конституционности нормативных правовых актов и той информации, которую Конституционный Суд получил, рассматривая обращения граждан.
Конституционным Судом отмечено, что двигаться по пути правового демократического социального государства невозможно без значительного улучшения нормотворческой деятельности.
Если в начале 90-х годов, когда Беларусь только-только стала независимым государством, важнейшей задачей было "накопление" собственной национальной правовой базы, то сейчас давно уже назрела необходимость наведения должного порядка в существующей системе законодательства. От того, насколько эта система является сбалансированной, оптимальной, зависит уровень хозяйственной активности, обеспечение прав и свобод граждан, насколько надлежащим образом они выполняют свои обязанности. Несомненно, неотъемлемым аспектом внимания Конституционного Суда является правоприменительная практика, ведь можно написать хороший закон, а исполнение его будет негодным. Учитывая, что у Конституционного Суда собственная компетенция и Послание подготовлено на основе официальной информации, которая была предметом нашего изучения, "за кадром" остались многие другие проблемы, требующие решения.
На Конституционный Суд Республики Беларусь как специализированный орган возложена обязанность осуществлять проверку соответствия Основному Закону всех иных нормативных правовых актов. При этом в увязке с данными актами может быть проверена и правоприменительная практика, включая судебную.
В предыдущих посланиях Конституционного Суда большое внимание обращалось на его конкретные решения (в 2004 году, например, Конституционный Суд принял 45 решений, что вполне можно сравнить с количеством дел, рассмотренных по первой инстанции Верховным Судом, стоящим во главе одной из трех подсистем судебной власти).
В Послании 2005 года внимание акцентируется на важнейших аспектах нормотворческой деятельности, причем под углом зрения выявления имеющихся в этой сфере недостатков с целью их устранения. Без этого государство не может развиваться как демократическое социальное правовое.
Важнейшей задачей в нашей стране является упорядочение (ранжирование) актов с учетом их иерархии. В связи с этим Конституционный Суд подчеркнул, что для успешного развития Беларуси как правового государства акты текущего законодательства должны составлять выстроенную на основе Конституции правовую пирамиду, где отсутствуют противоречия и пробелы. Известно, что существует много противоречий между актами одного и различных уровней. Разночтения возникают не только в содержательном плане, болезненные проблемы возникают из-за временной рассогласованности.
Конституционную законность можно обеспечить в том случае, если в законодательстве ясно и определенно, без какого-либо двусмысленного толкования закреплены права и обязанности граждан, и субъектов хозяйствования. При этом должностные лица должны хорошо усвоить, что в условиях постсоветского периода Конституция - реально действующий документ.
У нас в стране есть необходимый аппарат юридических служб и специалисты, занимающиеся нормотворчеством, а также накоплен необходимый опыт. Однако профессионализм в этой области необходимо наращивать. Кроме того, создается впечатление, что некачественная подготовка проектов беспокоит немногих, поскольку участвует в таком "творчестве" широкий круг субъектов и тем самым размывается ответственность. Отсутствует систематический контроль за исполнением принятых нормативных правовых актов, хотя особенно целесообразно осуществлять его по прошествии короткого периода после вступления акта в силу. В связи с этим полезно усилить контроль в данной области Парламента и местных представительных органов.
Качество нормативных правовых актов может быть значительно повышено при усилении эффективности экспертизы проектов, включая филологическую (обеспечит единство терминологии, ясность и определенность правовых предписаний), логическую (исключит внутренние противоречия), системную (обеспечит согласованность нового акта с ранее принятыми), криминологическую (позволит оценить наличие угрозы для развития криминогенной ситуации). Проводя экспертизу, важно прогнозировать последствия действия актов. Известно немало примеров, когда для разрешения какой-либо проблемы предлагается, казалось бы, простой рецепт - внести изменения в законодательство, но проходит время, а намеченного результата нет.
Одной из болевых проблем является придание актам обратной силы. В Послании кратко проанализировано содержание статьи 104 Конституции и статьи 67 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". При этом специально обращено внимание на то, что нормы статьи 67 Закона о праве нормотворческого органа определять срок введения в действие акта применимы при соблюдении требований Конституции о недопустимости придания акту обратной силы, если он устанавливает или усиливает ответственность, а также положений статьи 23 Конституции, в которой определены основания и цели ограничения прав и свобод граждан.
В Послании обращено внимание на то, что предсказуемость и разумная стабильность нормативного регулирования, учитывающая интересы государства, общества и отдельного человека, будет способствовать защите интересов этих субъектов, укрепляя при этом доверие граждан к государству.
В поле зрения Конституционного Суда находится не только позитивное право (акты законодательства), но и практика их применения. Оценивая эти важные явления (нормотворчество и правоприменение), Конституционный Суд выступает как защитник и хранитель Конституции. Конечно, в этом принимают участие и другие органы, специально созданные для охраны правовых ценностей. Специфика деятельности Конституционного Суда заключается в том, что он анализирует правовую ситуацию на основе комплексного подхода, сочетания научных и практических представлений. Исходя из этого, можно утверждать, что его деятельность является интеллектуально-правовой.
Г.А. Василевич,
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь