Новости
О 13 конгрессе Конференции Европейских конституционных судов.

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
13 конгресс Конференции Европейских конституционных судов в Никосии (Кипр)

     16-18 мая с.г. в Никосии (Кипр) состоялся 13 конгресс Конференции Европейских конституционных судов. Такого рода конгрессы с участием руководителей органов конституционного правосудия проводятся раз в три года в одной из европейских стран. В работе 13 конгресса принимали участие представители 36 стран Европы, включая и Беларусь, а также наблюдатели и гости более десяти других государств и международных организаций. Конференция конституционных судов Европы создана в 1972 году (тогда ее учредителем выступили 4 государства), однако наиболее активно ее членство начало расширяться с 90-х годов. Целью создания постоянно действующей Конференции Европейских конституционных судов является взаимное информирование судов по вопросам методов их работы и практики конституционного контроля, а также обмен идеями по институциональным, структурным и функциональным вопросам в области конституционного правосудия. Она также стремится содействовать независимости конституционных судов как важного элемента гарантии и осуществления демократии и развития правового государства. На 13 конгрессе рассматривались критерии ограничения прав человека в практике конституционных судов. Было обращено внимание на необходимость соблюдения такого важнейшего принципа правого регулирования как соразмерность (пропорциональность) ограничения прав достигаемым целям. При этом ограничение допустимо в соответствии с законом и во имя обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности и здоровья населения, прав и свобод других лиц. Некоторые права вообще не могут быть ограничены, например, право на жизнь, на достоинство личности и др.

     В выступлении Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.Василевича обращалось внимание на качество законодательства как одного из важнейших условия допустимости ограничения прав и свобод. То есть подход здесь не может быть формальным: принять акт законодательства, ограничивающий чьи-либо права и этого достаточно якобы. Важно соблюдать меру (соразмерность) ограничения, а также принимать такие акты законодательства, которые однозначно воспринимаются, т.е. содержат ясные и недвусмысленные формулировки, исключать придание акту, устанавливающему ответственность, обратную силу. Правовое регулирование не может быть произвольным. Нормотворческие органы обязаны учитывать потребности общественного развития.

     На других пленарных заседаниях обсуждалась юриспруденция (прецедентное право) в Европейских конституционных судах и влияние Европейских судов по вопросу о критериях ограничения прав человека. Участники Конференции также касались диалога между Европейскими конституционными судами и наднациональными европейскими судами. Представители наднациональных европейских судов (Европейского суда по правам человека, который действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Европейского суда, действующего в рамках Европейского Союза) подчеркивали возрастание роли наднациональных Европейских судов по формированию единых стандартов в области защиты прав и свобод человека, включая и их возможное ограничение. По существу в данном случае идет речь о формировании единого правового пространства на европейском континенте. Задача национальных конституционных судов заключается в обеспечении верховенства конституционных прав и свобод с учетом европейской практики. Одним из важнейших был тезис, согласно которому учредительные договоры, любые наднациональные документы обязательны для исполнения их участниками. Государства, подписавшие соответствующий международный документ, не вправе отказываться от его исполнения по мотивам действия национального законодательства, включая и свои конституции. Именно такие шаги позволили углубить отношения в рамках Европейского Сообщества, превратив его в конечном итоге в Европейский Союз. Усилить европейскую интеграцию призвана Конституция Европы, процесс ратификации которой сейчас идет в европейских странах.