Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд в своем заседании 24 мая с.г. принял два решения. Одно из них касается порядка установления причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другое - вопроса конфискации имущества, принадлежащего добросовестному приобретателю.
В Конституционный Суд Республики Беларусь обратилось Министерство здравоохранения Республики Беларусь со следующей проблемой. Законодательством регламентированы различные подходы к решению вопросов, касающихся порядка установления причинной связи инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС в отношении лиц, пострадавших от данной катастрофы, являющихся кормильцами и не являющихся таковыми.
Конституционный Суд проанализировал нормы Закона "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", Декрета Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, имеющих отношение к данной проблеме.
Положения нормативных правовых актов и практика их применения свидетельствуют о неодинаковом подходе к порядку установления причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по отношению к лицам, являющимся кормильцами и не являющимся таковыми.
При этом для лиц, являющихся кормильцами, установлены более жесткие условия и порядок установления причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, поскольку причинная связь их инвалидности или смерти устанавливается только при наличии положительного заключения межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий и при условии, что имеющееся заболевание входит в перечни заболеваний, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 105.
Конституционный Суд считает, что необходимо установить единообразный подход к решению указанных вопросов. В целях защиты прав и законных интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как в пределах зоны эвакуации (отчуждения), так и эвакуированных из этой зоны, целесообразно согласовать позиции Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Декрета Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части порядка установления причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, а также обеспечить единообразную практику их применения.
Соответствующее предложение внесено Конституционным Судом на рассмотрение Парламента.
Конституционный Суд рассмотрел обращение общества "Белорусская кофейная компания" о конфискации у него - добросовестного приобретателя, оборудования, купленного на торгах.
Конституционный Суд изучил представленные заявителем материалы, проанализировал соответствующие положения Конституции, Гражданского кодекса, Таможенного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, других нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Согласно статье 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; неприкосновенность собственности охраняется законом; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. По смыслу данной статьи Конституции конституционные гарантии права собственности предоставляются в отношении любого имущества, которое приобретено на законных основаниях.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.
Конфискация имущества за совершение административного таможенного правонарушения, согласно положениям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется к лицу, совершившему данное правонарушение. В случае, если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся непосредственным объектом такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства.
Административное взыскание применяется к лицу, совершившему административное правонарушение. Возможность применения конфискации имущества к лицу, административного правонарушения не совершавшему и приобретшему на законном основании имущество, режим которого был изменен прежним владельцем вопреки требованиям законодательства, Кодекс об административных правонарушениях, не предусматривает.
Конфискованное имущество было приобретено "Белорусской кофейной компанией" на торгах, проведенных хозяйственным судом Брестской области. Проведенные торги не признаны недействительными.
Исходя из изложенной позиции, Конституционный Суд посчитал необходимым направить обращение "Белорусской кофейной компании" для рассмотрения и принятия мер в соответствии с законодательством в Прокуратуру Республики Беларусь.
Л.О. Мурашко,
помощник Председателя Конституционного Суда
Республики Беларусь