Новости
Конституционный Суд принял ряд решений, направленных на совершенствование действующего законодательства по вопросам сборов при пересечении границы, тарифов при приватизации жилья и амнистии

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь

     Конституционный Суд принял ряд решений, направленных на совершенствование действующего законодательства.

     В частности, 24 июня с.г. было рассмотрено обращение гражданина, касающееся взимания сборов с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.

     В соответствии с положениями Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" сборы с физических лиц при пересечении ими границы через пункты пропуска вводятся областными, Минским городским Советами депутатов и зачисляются в соответствующие бюджеты областей и г. Минска. Плательщиками сборов являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства; объект налогообложения - пересечение границы через пункты пропуска при выезде за пределы Республики Беларусь или при въезде на ее территорию. Законом предусмотрено, что иные элементы обложения указанным сбором, включая порядок и сроки его уплаты, устанавливаются Президентом Республики Беларусь

     Решениями Брестского областного Совета депутатов от 25 ноября 2004 г., Витебского областного Совета депутатов от 1 декабря 2004 г., Гродненского областного Совета депутатов от 25 ноября 2004 г. предусмотрено введение сбора с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.

     В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что такие важнейшие элементы сбора, как налоговая ставка, порядок и сроки уплаты сбора, иные элементы сбора (за исключением определения в Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" плательщиков сбора и объекта налогообложения) Президентом Республики Беларусь не установлены, следовательно, на законодательном уровне не определены. Соответственно, отсутствует легальная основа для определения на местном уровне ставки сбора, порядка и условий его уплаты.

     Конституционный Суд предложил Правительству принять меры по определению на законодательном уровне ставки, порядка и сроков уплаты сбора с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.


     Конституционный Суд вновь обратился к вопросу о применении норм законодательства об амнистии. Рассмотренные жалобы осужденных касаются вопроса неприменение к ним амнистии в виде сокращения срока отбывания назначенного наказания на один год в тех случаях, когда приговоры в отношении их были вынесены до принятия закона об амнистии либо в период его исполнения, а затем отменялись в надзорном порядке и новые приговоры постановлялись после истечения срока, отведенного на исполнение закона об амнистии.

     По данной проблеме Конституционным Судом уже принимались решения, которые находили поддержку как Парламента, так и Прокуратуры и в последующем получали реализацию в самих законах об амнистии.

     В решении от 17 ноября 2000 г. Конституционным Судом сформулирована позиция, согласно которой право на амнистию имеют осужденные, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу в связи с их кассационным обжалованием (опротестованием). Решением от 11 января 2002 г. подтверждено право на амнистию осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры пересматривались в порядке надзора. В решении от 9 ноября 2004 г. обращено внимание на то, что лица, совершившие преступления до дня вступления в силу закона об амнистии и осужденные до или в период исполнения этого закона, имеют право на амнистию, даже если впоследствии приговоры в отношении их пересматривались.

     Конституционный Суд считает, что в целях соблюдения конституционного принципа равенства и при применении Закона об амнистии от 8 января 2004 г. должен быть обеспечен единый подход во всех аналогичных случаях применения законов об амнистии: лица, совершившие преступления до вступления в силу закона об амнистии и осужденные до вступления его в законную силу или в период его исполнения, имеют право на сокращение срока наказания на один год независимо от того, что вынесенные в отношении их приговоры в последующем отменялись, а новые приговоры были постановлены по истечении срока исполнения закона об амнистии, так как эти лица уже приобрели по закону право на амнистию.

     В связи с этим Конституционный Суд предложил Верховному Суду и Прокуратуре обеспечить единообразную практику применения законов об амнистии.

 

     Конституционный Суд вынес также два решения по вопросам жилищного законодательства. Одно и них касается права собственности на квартиру члена ЖСК, полностью внесшего паевые взносы до 1 мая 1994 г., другое - установления тарифов на услуги по приватизации жилищного фонда.

     Решением Брестского областного исполнительного комитета от 7 августа 2003 г. установлена плата за переоформление чеков "Имущество" на чеки "Жилье". Данное право по регулирования цен (тарифов) на услуги по приватизации жилищного фонда предоставлено облисполкомам и Минскому горисполкому Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь".

     Аналогичные решения об установлении тарифов на услуги по приватизации жилищного фонда приняты Минским областным исполнительным комитетом (от 10 декабря 2002 г. № 871), Гомельским областным исполнительным комитетом (от 2 декабря 2003 г. № 805), Могилевским областным исполнительным комитетом (от 4 декабря 2003 г. № 26-14). Из сопоставления этих решений следует, что их содержание отличается как по наименованиям платных услуг, так и по размерам тарифов. Так, за разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки "Жилье" в Брестской области установлен тариф в размере 2400 руб., в Минской области - 560 руб., в Гомельской области - 3390 руб., в Могилевской области - 9530 руб. За переоформление чеков "Имущество" на чеки "Жилье" в Брестской области установлен тариф в размере 2500 руб., в Минской области - 640 руб.; в Гомельской и Могилевской областях эти действия не включены в перечень платных услуг.

     В соответствии с положениями действующего законодательства владельцы приватизационных чеков вправе произвести их переоформление. При выдаче и переоформлении приватизационных чеков взимается государственная пошлина: за выдачу сертификата именных приватизационных чеков "Имущество" - 15 процентов базовой величины, за каждое переоформление именных приватизационных чеков "Имущество" - 3 процента базовой величины, за переоформление именных приватизационных чеков "Жилье" в чеки "Имущество" - 2 процента базовой величины.

     Решением Брестского облисполкома в перечень платных услуг по приватизации жилищного фонда включены разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки "Жилье", а также переоформление чеков "Имущество" на чеки "Жилье". Однако в соответствии с законодательством эти действия не относятся к услугам по приватизации жилья. Их осуществление отнесено к полномочиям АСБ "Беларусбанк" и исполнительных комитетов. При этом за совершение данных операций с именными приватизационными чеками взимание государственной пошлины не предусматривается.

     Конституционный Суд в своем решении отметил, что разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки "Жилье", переоформление чеков "Имущество" на чеки "Жилье" не относятся к услугам по приватизации жилищного фонда, на которые облисполкомы и Минский горисполком обладают правом устанавливать тарифы. В связи с этим Совету Министров в целях защиты прав и законных интересов граждан предложено решить вопрос о едином перечне услуг по приватизации жилищного фонда.