Новости
Конституционный Суд обратился к проблеме выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь

     Конституционный Суд 14 июля с.г. обратился к проблеме выплате пособия по временной нетрудоспособности. Проанализированы нормы Конституции, Закона "Об основах государственного социального страхования", Закона "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров от 30 сентября 1997 г. с дополнениями и изменениями, Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. с изменениями и дополнениями.

     В соответствии с действующим законодательством пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности. По общему правилу пособия исчисляются из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам.

     Индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, творческим работникам пособия исчисляются из дохода (заработка), с которого уплачены страховые взносы на социальное страхование, за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности, родов. Указанным лицам, осуществляющим деятельность (работающим) менее 12 календарных месяцев, пособия исчисляются из дохода (заработка), с которого уплачены страховые взносы на социальное страхование, за период со дня государственной регистрации (если они подлежат обязательному государственному социальному страхованию) и со дня регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в органах Фонда (если они подлежат социальному страхованию при условии уплаты страховых взносов) до дня наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов. Среднедневной доход (заработок) определяется путем деления дохода (заработка), с которого уплачены страховые взносы на социальное страхование, за соответствующий период на календарные дни этого периода.

     Указанным лицам размер пособия по одному случаю временной нетрудоспособности или по беременности и родам (за некоторыми исключениями) не должен превышать 70 процентов от суммы страховых взносов на социальное страхование, уплаченных в период, за который определяется среднедневной доход (заработок).

     Таким образом, условия и порядок исчисления размера причитающегося к выплате пособия по временной нетрудоспособности, а также условия его выплаты в отношении индивидуальных предпринимателей (из дохода (заработка) за 12 месяцев и в размере, не более 70 процентов от суммы взносов за эти 12 месяцев) существенно отличаются от общего порядка, установленного для других работающих граждан.

     В то же время индивидуальные предприниматели, как и другие работники, подлежат обязательному социальному страхованию, самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, участвуют в формировании средств государственного социального страхования на условиях и в порядке, установленном законодательными актами.

     Конституционный Суд считает, что пункт 39 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров от 30 сентября 1997 г. с дополнениями и изменениями, который устанавливает вышеупомянутые различия, противоречит принципу равенства граждан Республики Беларусь в праве на государственное социальное страхование независимо от социального положения и рода занятий. Также данный пункт не согласуется со статьями 22 и 23 Конституции, которыми определено, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

     Конституционный Суд предложил Совету Министров внести изменения в вышеуказанное Положение, которые обеспечат равный подход к выплате пособий по временной нетрудоспособности всем лицам независимо от сферы занятости.