Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
14 сентября с.г. Конституционный Суд рассмотрел обращение Комитета государственного контроля, которое касалось порядка возврата средств бюджета субъектами, совершившими правонарушение в виде использования бюджетных средств с нарушением законодательства Республики Беларусь, а также применения мер экономической ответственности за данное правонарушение.
Согласно положениям Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" средства бюджета, в том числе займы и ссуды, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, по решению Министерства финансов или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием в таком же порядке с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей штрафа в размере этих средств.
Таким образом, предусмотрено три вида бюджетных правонарушений (частично поглощающих друг друга): 1) необоснованное получение бюджетных средств; 2) использование бюджетных средств не по целевому назначению; 3) использование бюджетных средств с нарушением законодательства. Содержание всех трех видов бюджетных правонарушений, а также порядок привлечения к экономической ответственности за эти правонарушения определяются в Положении о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений, утвержденном постановлением Министерства финансов от 16 июня 2000 г..
Правовая позиция Конституционного Суда по данному вопросу заключается в следующем.
Бюджетополучатели (заказчики) обязаны возвращать бюджетные средства, использованные с нарушением законодательства Республики Беларусь, в соответствующий бюджет, если в отношении них имеется решение Министерства финансов или местных финансовых органов о таком возврате либо других контролирующих органов, имеющих право на принятие такого решения. Основанием для применения мер государственного принуждения в виде возврата средств в бюджет является совершение получателем бюджетных средств конкретного правонарушения, предусмотренного законом, декретом, указом или иным актом законодательства Республики Беларусь.
Мера государственного принуждения в виде возврата бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства Республики Беларусь, применяется к субъекту бюджетных правоотношений, то есть бюджетополучателю (заказчику). Обязанность по возврату бюджетных средств лежит на получателе бюджетных средств (заказчике), допустившем правонарушение. К нему же применяются меры экономической ответственности, если бюджетополучатель является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо учреждением, осуществляющим в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, или индивидуальным предпринимателем.
Конституционный Суд обращает внимание на то, что в первоначальной редакции части четырнадцатой статьи 22 Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" прямо было указано на применение экономических санкций к субъектам, допустившим нарушение. Отсутствие в действующей редакции части четырнадцатой статьи 22 Закона этого обстоятельства и порождает споры относительно круга субъектов и мер государственного принуждения.
В этой связи Конституционный Суд считает необходимым внесение соответствующих изменений в статью 22 Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" либо дачу официального толкования Парламентом указанной нормы.