Выступления Председателя Конституционного Суда
«Конституционное измерение общественных процессов» интервью Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевича главному редактору журнала «Государство и право» А.Н.Савенкову

На современном этапе развития и трансформации общественных отношений во многих странах происходит модернизация и реформирование конституционно-правовой системы.  При этом высокая динамика конституционного развития является объективным отражением ускорения социального взаимодействия, происходит многократное усложнение социальных связей. Цифровые технологии открыли принципиально новые средства коммуникации, по-новому поставив вопрос о привычных праву категориях территории, времени и пространства, особом положении субъектов, взявших на вооружение последние достижения высоких технологий. Появление новых правовых явлений обусловливает расширение предмета конституционно-правового регулирования, необходимость использования конституционно-правовых механизмов и инструментов, обеспечивающих устойчивость социальных конструкций, защиту прав и свобод человека в новом цифровом мире. Как при этом сохранить «конституционное измерение» интенсивных общественных процессов? Какова в обеспечении конституционализации данных процессов роль конституционных судов? Сможет ли выстоять национальное право и  государство под влиянием глобализации и регионализации, закономерно приводящих к сближению национальных правовых систем? Как влияют современные международные вызовы на сохранение конституционной идентичности государства? Можем ли мы, опираясь на общие правовые традиции постсоветских государств, говорить об общих конституционных ценностях евразийского пространства? Что сегодня помогает сохранять историческую память народа и отстаивать историческую правду? Какова роль Конституционного Суда Республики Беларусь в обеспечении верховенства Конституции, конституционных принципов и ценностей, правового суверенитета государства? С этими и другими вопросами профессор Александр Николаевич Савенков обратился к авторитетнейшему конституционалисту Беларуси, Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженному юристу Республику Беларусь Петру Петровичу Миклашевичу.

 

А.Н. Савенков. 1. Современный период общественного развития характеризуется рядом рисков и угроз, включая вызовы сохранению культурно-цивилизационной самобытности. Государства стремятся обеспечивать правовой суверенитет и конституционную идентичность, баланс национальных и наднациональных интересов. С другой стороны, в современных условиях достижение значительного внешнеполитического влияния возможно лишь совместными усилиями государств. Что, по Вашему мнению, является в настоящее время основанием прогрессивного диалога в сфере межгосударственного, правового, культурного и научного общения, международно-правовой интеграции?

 

П.П.Миклашевич. Принцип взаимного уважения ценностей, традиций, включая культурно-цивилизационную самобытность, историко-правовую преемственность развития государства, принципы равноправия, открытости всегда были и остаются наиболее эффективными инструментами международного сотрудничества и общения. Сегодня мы можем констатировать, что переход к новому технологическому укладу, становление системы глобального управления цифровой реальностью, транснациональный характер современных отношений привели к изменениям основ современного миропорядка. Упрощенно говоря, развиваться в одиночку стало невозможно, и это в полной мере относится к межгосударственному взаимодействию в правовой сфере.

Одной из характерных черт права в современных условиях и белорусские ученые, и российские ученые обозначают тенденцию интернационализации правового регулирования, становление наднационального права. Тем самым правовой суверенитет видоизменяется: постоянно расширяется система правового регулирования, включающая нормы международного права, акты межгосударственных образований.

Как вы знаете, Беларусь, как и Россия, является участницей таких международных организаций, как Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз, Организация Договора о коллективной безопасности. Недавно Беларусь оформила членство в Шанхайской организации сотрудничества, партнерство в БРИКС.

Открытость Республики Беларусь для международно-правовой интеграции обусловливает возможность передачи части суверенных полномочий наднациональным структурам межгосударственных объединений. При этом Конституционный Суд Республики Беларусь неоднократно указывал, что, исходя из верховенства Конституции, не могут ограничиваться суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития, изменяться демократический, социальный и правовой характер белорусского государства, умаляться конституционные права и  свободы граждан.

Безусловно, принципы равноправия и уважения других культурно-цивилизационных особенностей государств и народов является необходимым условием и основанием международного диалога в международном общении.

А.Н.Савенков. 2. Не могу не отметить, что указанные Вами направления международного сотрудничества характерны и для России, что подтверждает мою мысль об общем культурно-цивилизационном типе, или коде, наших славянских государств. Может ли, на Ваш взгляд, исторические традиции и сложившиеся культурные ценности, во многом общие для славянских народов, служить преодолению тех искажений цивилизационного развития русского, белорусского и других славянских народов, которые утвердились и распространяются за рубежом?

П.П.Миклашевич. В процессе исторического развития любого общества, самоопределения нации вырабатываются и развиваются ценности, обусловленные историческим развитием общественных процессов, основанные на национальных идеях, нравственных и духовных идеалах. Убежден, что любые ценностные «искажения», навязывание чуждых культурных кодов преодолевается сохранением, утверждением и развитием национальных традиций и ценностей. Конституционные суды оперируют конституционными ценностями, которые находят легитимное нормативное закрепление в национальных конституциях.

Сегодня процессы глобализации и интеграции, кардинальные геополитические трансформации в современном мире актуализируют вопросы укрепления государственного суверенитета, сохранения национальной самобытности народов, конституционной идентичности. Республики Беларусь является не только суверенным государством, возникшим в результате распада СССР, но и государством, имеющим глубокие исторические традиции государственности. Отмечу, что в ходе конституционных преобразований 2022 года внесены изменения в Преамбулу Конституции Республики Беларусь, которая, как известно, является важнейшей составной частью Конституции. В Преамбуле предусмотрены такие ценностные установки, как сохранение национальной самобытности и суверенитета. Указание в качестве опоры народа многовековой истории развития белорусской государственности, обозначение значимости культурно-духовных традиций в полной мере отражает особую роль культурно-духовного наследия в процессе становления современного Белорусского государства, служит ценностным мировоззренческим ориентиром в укреплении конституционно-правовой идеологии Республики Беларусь.

Подчеркну, что Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. назвал  Конституцию «квинтэссенцией белорусской государственности от ее древних истоков, стремления наших предков заявить о себе как о состоявшейся нации до создания собственного государства на земле, по праву нам принадлежащей».

Убежден, что общность нашего историко-культурного и духовного наследия во многом предопределили идею Союзного государства, которое получило новый импульс развития в настоящее время.

А.Н.Савенков. 3. О конституционных преобразованиях в Беларуси 2022 года. Вы являлись Председателем Конституционной комиссии, которая в период 2021 года работала над подготовкой изменений и дополнений в Основной Закон страны. Не сомневаюсь, что вы преодолели многие вызовы и трудности, стоящие перед Конституционной комиссией. Какие основные новации в Конституции? На Ваш взгляд, что обеспечило результативность работы Конституционной комиссии? Чем обусловлено, что во многих государствах конституционные суды становятся в той или иной мере причастными к конституционным реформам, конституционным преобразованиям?

П.П.Миклашевич. В Беларуси 27 февраля 2022 г. состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию. Реализовав свое конституционное право, граждане Республики Беларусь на республиканском референдуме приняли обновленную Конституцию Республики Беларусь. Согласно результатам референдума, за принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 82,8% принявших участие в голосовании граждан.

Указом Президента в состав Конституционной комиссии были включены наиболее авторитетные представители всех слоев и социальных групп белорусского общества: экономической сферы, культуры, образования и науки, здравоохранения, спорта, государственного управления, молодежных и женских организаций, ветеранов и лиц с ограниченными возможностями. Такое широкое представительство позволило учесть наиболее актуальные вопросы жизнедеятельности белорусского общества и государства на современном этапе.

Подчеркну главное в деятельности Конституционной комиссии – опора на мнение народа. Тысячи поступивших предложений, как от экспертов и специалистов, так и многочисленные предложения наших граждан тщательно изучались и анализировались. По всей стране были развернуты диалоговые площадки, на которых обсуждались предложения по изменениям Конституции, и они во многом дали импульс к широкому народному обсуждению конституционных изменений. Например, граждане предложили дополнить Конституцию положениями о патриотизме, сохранении исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, сохранении традиционных семейных ценностей. Задачей Комиссии было тщательно проанализировать данные предложения, выбрать наиболее актуальные, отвечающие современному развитию. Здесь у нас действовал принцип личной ответственности – каждый член Комиссии, который вносил предложение, обосновывал и, можно сказать, «отвечал» за него.

Работа Комиссии освещалась, проходила открыто, на демократических принципах. После специальная группа юристов дошлифовывала непосредственно текст статей, что-то, безусловно, вызывало споры и требовало дополнительного изучения и анализа.

В обновленной Конституции отмечу следующее.

Первое. На конституционном уровне закреплены положения о сохранении национальных  традиционных ценностей: воспринятая от наших предков ценность  семьи и брака, брака как союза женщины и мужчины; обязанности государства и гражданина по сохранению исторической правды и памяти о героическом прошлом белорусского народа; сохранение культурных и духовных традиций.

Второе. Получили дальнейшее развитие принципы социального государства, укреплены гарантии государственной поддержки материнства и детства, лиц с ограниченными возможностями, молодежи. При этом закреплен принцип современного социального государства: каждый должен вносить посильный вклад в развитие общества и государства.

Третье. Укреплены демократические основы государственной власти: произошло в определенной мере перераспределение полномочий Президента, Парламента и Правительства; установлен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия.

Убежден, что изменения Конституции 2022 года, принятые на республиканском референдуме, позволяют Беларуси развиваться демократическим социальным правовым государством на прочном конституционном фундаменте. Когда граждане выступают активными  участниками демократического процесса, государство воспринимается не абстрактно, а как государство для народа, обеспечивающее защищенность прав, правопорядок и безопасность.

Что касается вовлечения конституционных судов в конституционные преобразования, следует отметить, что преобразования в государственно-правовом строительстве основываются прежде всего на изменениях конституционно-правового регулирования политических и общественных процессов в государстве. Соответственно, для разрешения вопросов изменения конституций закономерно «призывают» к участию конституционные суды – как традиционных «хранителей» не только буквы, но и духа конституций, которые способны обеспечить баланс интересов личности, общества и государства, юридическую выверенность конституционных текстов.

А.Н.Савенков. 4. Я, как и многие ученые, настороженно отношусь к «измам».  Вы помните, как мы строили все вместе коммунизм, потом социализм. Да, в настоящее время мы говорим о конституционализме, включая российских ученых Но что вкладывается в понятие конституционализма или, точнее говоря, что мы должны вкладывать в понятие конституционализма, чтобы можно было его обозначить как современный феномен, совокупность идей, служащих прогрессу общества и государства? 

П.П.Миклашевич. Отмечу, что я неоднократно подчеркивал, если мы и можем говорить о каком-либе «изме» в современном мире, это, безусловно, такой политико-правовой феномен, как конституционализм. Ученые не первый год исследуют данное явление и на глобальном уровне, и много научных работ о европейском конституционализме,  – этому способствует попытка противостоять центробежным процессам в европейском  конституционном развитии, которые мы наблюдаем сегодня.

Можно говорить и о концепции международного конституционализма, возникшей в результате «конституционного прочтения» международного права, формирования современного подхода к пониманию  конституционализма исходя из тех вызовов, которые принесла с собой глобализация.

Например, известный российский правовед и конституционалист В.Е. Чиркин отмечал, что содержание понятия современного конституционализма многообразно, это общественно-политическое движение, научная теория, государственная доктрина и конституционная практика, соответствующие общечеловеческим ценностям, идеям свободного, открытого общества, демократического, социального, правового и светского государства. Ученые исследуют нравственные императивы конституционализма.

Остается вопросом, вышел ли современный конституционализм за пределы суверенного государства, выступает ли сегодня глобальным фактором формирования современной конституционно-правовой картины мира. В любом случае, о конституционализме как современном феномене мы говорим в настоящее время, когда стало очевидным, что в правовой политике государств, по крайней мере для подавляющего большинства, общей стала система идей, которая предполагает модель организации государства и общества на конституционной основе, юридически насыщенные масштабные конструкции государственного суверенитета, народовластия, правового государства, демократии, разделения властей, прав и свобод человека и гражданина.

В белорусской конституционно-правовой доктрине выработан аксиологический подход к пониманию конституционализма: на сегодняшний день доктрина конституционализма выстроена как система идей, вобравшая конституционные ценности и идеалы, в которой преломляются объективные, исторически обусловленные национальные, политические, социальные и культурные особенности общественного развития, духовно-нравственные традиции народа.

При этом важнейшей задачей  в утверждении современного конституционализма мы видим сохранение и развитие конституционных ценностей, сохранение конституционной идентичности.

А.Н.Савенков. 5. В свете концепции конституционализма – нельзя отрицать общие правовые традиции постсоветских государств. Не предопределяет ли это, в свою очередь, их общие конституционные ценности? Можем ли мы говорить в настоящее время об общих конституционных ценностях евразийского пространства? Какие факторы, по Вашему мнению, обеспечивают сегодня  сохранение конституционной идентичности государства?  

П.П.Миклашевич. При осмыслении конституционных ценностей, наполнении формально-юридическим содержанием данных аксиологических конструкций  необходимо обратить внимание на то, что их содержание не остается неизменным. Интенсивное развитие общественных отношений, осмысление новых концептуальных подходов к правам человека, взаимовлияние национальных правовых систем закономерно влекут «приращение» смыслового содержания конституционных ценностей, принципов и норм, делая их более многогранными. Следует учитывать, что во многом благодаря деятельности органов конституционного контроля обретает определенность и точность содержание конституционных положений.

Феномен судебного конституционализма, несмотря на его возникновение и развитие в национальных правовых системах, предполагает общие конституционные ценности, принципы и подходы, которыми руководствуются институты конституционного правосудия в различных государствах. Такие конституционные императивы выработаны за более чем полувековую историю, когда институт судебного конституционного контроля стал безусловным атрибутом конституционного развития государств. В этом смысле, конечно, мы видим много общего в практике конституционных судов евразийского региона.

Исходя из сущностного содержания конституционализма, современное государство формируется как правовое государство путем утверждения и реализации основополагающих конституционных ценностей, которые находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, очевидно, что права и свободы человека могут быть в полной мере обеспечены и реализованы только в действительно демократическом социальном правовом государстве, а правовое государство не может быть таковым без реализации на практике конституционных ценностей. Достижению баланса конституционных ценностей служит конституционное правосудие – в целях сохранения равновесия общества, его стабильности, эффективного взаимодействия всех общественных сил на основе конституционного приоритета – человека как высшей ценности общества и государства.

А.Н.Савенков. 6. Говоря об интеграционных процессах на постсоветском пространстве, следует остановиться на таком конституционно-правовом феномене как Союзное государство. На сколько верно и полно, на Ваш взгляд, описывается в современной юридической литературе образ и перспективы Союзного государства России и Беларуси? Не следует ли уделять большее внимание разработке таких вопросов в качестве актуального направления правовых и политических исследований?

П.П.Миклашевич. Зачастую продвижение национальных интересов, в том числе в экономически выгодных целях, возможно лишь совместными усилиями государств. Мы видим, как регионализация позволяет государствам усиливать свое внешнеполитическое влияние и реализовывать экономические интересы. В полной мере это относится и к Союзному государству, эффективно функционирующему вот уже четверть века.

Данное интеграционное объединение, как мы знаем, служит многим целям: это и совместное адекватное реагирование и противодействие нарастанию глобальных рисков, вызовов и угроз, и дальнейшее усиление возможностей и взаимодействия по защите суверенитета наших государств. Однако краеугольным камнем союзного строительства остается обеспечение равных прав граждан двух стран, создание единой системы социальных гарантий. Большая заслуга союзного строительства в том, что в настоящее время граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи, социального обеспечения. Это одно из важнейших достижений.

Безусловно, в рамках Союзного государства является актуальным координация совместных усилий по дальнейшему сближению национальных законодательств, выработке единых подходов к правовому регулированию важнейших общественных отношений в целях их единообразного понимания и применения, на что Конституционный Суд Республики Беларусь обращал внимание в своих решениях, например, в решениях по Закону об исполнительном производстве, Налоговому кодексу: необходимо установить сходные механизмы правового регулирования исполнения исполнительных документов, унифицировать налоговое законодательство в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза. В связи с этим с удовлетворением воспринял недавнюю новость о достигнутых договоренностях подписать Соглашение о взаимном исполнении судебных постановлений, вынесенных судами Беларуси и России.

Интеграционное взаимодействие в рамках международных объединений на постсоветском пространстве – плодотворная  тема для научного поиска, правовых исследований. Есть вопросы сотрудничества с третьими странами, проблемы иерархии нормативных источников, формирования единой правоприменительной практики, в научном обеспечении решения которых юридическая наука может сказать свое веское слово.

А.Н.Савенков. 7. В настоящее время защита исторической правды, исторической памяти получила также конституционное измерение – соответствующие конституционные положения закреплены и в Конституции России, и в Конституции Беларуси. Означает ли это новое конституционно-правовое наполнение данных понятий? Какова в этом роль юридической науки?

П.П.Миклашевич. Современное конституционное право часто оперирует понятиями справедливости, истины, реже – правды, имеющими в  изначальном смысле преимущественно философское, социологическое содержание.

В соответствии с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июня 2020 г., Конституция России дополнена положениями о том, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается (часть 3 статьи 671). Это новое нормативное предписание Конституции России является во многом ответом на вызов современности, выраженный в попытках, в том числе на международно-правовом уровне, переписать историю Второй мировой войны, умалить подвиг советского народа – народа – освободителя в победе над фашизмом.

В Конституции Республики Беларусь нормы, в которых указывается на историческую правду, впервые появились в результате внесения изменений, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (часть вторая статьи 15).

Представляется, что включение в Конституции указанных норм явилось своевременной мерой, обусловленной уже имеющейся правовой и идеологической основой.

Роль конституционно-правовой науки в осмыслении понятий исторической правды, исторической памяти, наполнении их новым конституционно-правовым смыслом неоценима, но я хочу отметить прежде всего роль исторической науки, которая имеет дело с достоверными историческими фактами. Историческая правда – это знание о прошлом, основанное на  точно подтвержденных исторических фактах. В этой связи не могу не отметить Ваш труд «Нюрнберг. Приговор во имя Мира», который внимательно изучают в том числе белорусские ученые. Полагаю, этот фундаментальный труд является образцом отношения и к сохранению нашей общей истории, обеспечения ее достоверности, и к научному поиску, осмыслению знаковых исторических событий.

Следует осознавать, что понятие исторической правды, значение подвига народа при защите Отечества не только научная проблема, но также и политическая, и морально-нравственная. Потомки, в отличие от современников, узнают о прошлом на основе материалов, которые сохраняют предшественники. Тем самым историческая правда как социально значимая достоверная информация, состоящая из точно подтвержденных исторических фактов, предполагает запрет на их искажение и фальсификацию, что обусловливает необходимость осуществления правового регулирования по ее сохранению и защите.

А.Н.Савенков. 8. Полагаю, что объективно происходящие в мире изменения, процессы формирования новой архитектуры безопасности в Евразии определяют евразийскую парадигму при анализе исторического пути развития государств – как альтернативу европоцентризму, традиционно доминирующему в политико-правовой картине мира. Можно ли, на Ваш взгляд, сказать, что современная юридическая наука и практика надлежащим образом реагирует на происходящие перемены и предлагает четкие контуры правового образа будущего?

П.П.Миклашевич. Укрепление в настоящее время евразийского дискурса во многом является ответом на попытку однополярного мирового устройства, навязывания национальным государствам чуждых им ценностей и правил. Современный мир как многообразие культур, традиций, устоев жизни предлагает равноправие и взаимное уважение. На Саммите ОДКБ в ноябре 2024 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «ключ к решению текущих проблем и созданию эффективных механизмов обеспечения безопасности находится в нашей Евразии, с ее тысячелетним опытом совместной жизни разных народов, взаимопроникновения культур и цивилизаций». 

Безусловно, сегодня юридическая наука осмысливает современное общественное развитие: необходима определенная ревизия социально-гуманитарного знания, и юридическая наука и практика не должны оставаться в стороне от анализа современных вызовов, в том числе и праву.

Мы видим, как геополитические преобразования вызывают определенную «конституционная турбулентность». Необходимо сознавать, что так называемые «вечные положения» Конституции, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека, сложность и многоступенчатость процедур конституционных изменений направлены на защиту государства, демократического правления, народовластия. Конституция в этих условиях становится главной стабилизирующей и консолидирующей основой государственного развития, устанавливая конституционные процедуры изменений в государственном устройстве и обществе, которых необходимо тщательно придерживаться. Уверен, что пример конституционных преобразований в 2022 году в Беларуси ясно свидетельствует о том, что мир и согласие в обществе достигаются только совместными усилиями всех общественно-политических сил, граждан, государственных органов и должностных лиц.

Во-вторых, изменяется соотношение таких понятий, как сила государства и сила права. В настоящее время при нестабильности международных отношений, угрозах национальной безопасности, усилении проявлений терроризма, экстремизма, эскалации военных конфликтов государства вынуждены обращаться и к силовым методам преодоления проблем, применению чрезвычайных мер. При этом необходимо безусловное соблюдение надлежащего конституционного баланса между национальной безопасностью и конституционно-правовой безопасностью человека.

При проверке конституционности принятых в последние годы законов в сфере борьбы с терроризмом, предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности Конституционный Суд Республики Беларусь подчеркнул, что создание надлежащего правового регулирования на принципах и нормах Конституции направлено на обеспечение принятия на государственном уровне адекватных мер реагирования на современные угрозы в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя, безопасности общества и государства.

В заключение отмечу, что необходимо избегать девальвации конституционной идентичности государств, переоценки по сиюминутным политическим соображениям устоявшихся историко-правовых традиций  и конституционных ценностей, умаления значения знаковых для наших народов исторических событий.

 

Интервью опубликовано в журнале «Государство и право», №1, 2025