26 апреля 2025 г. № О-4/2025
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Любецкой С.А., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.,
заслушав в судебном заседании судью Чигринова С.П., проводившего на основании статей 32 и 159 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» предварительное изучение конституционной жалобы гражданина Каспера И.А.,
установил:
1. Гражданин Каспер И.А. обжалует конституционность примененной при привлечении его к административной ответственности части 4 статьи 18.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), которой предусмотрена административная ответственность за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
Из представленных материалов следует, что постановлением о наложении административного взыскания заместителя начальника МО ГАИ УВД Гродненского облисполкома от 30 апреля 2024 г. И.А.Каспер привлечен к административной ответственности:
за нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки (часть 12 статьи 18.13 КоАП);
за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами (часть 2 статьи 18.16 КоАП);
за употребление водителем алкогольных напитков после совершения ДТП до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения (часть 4 статьи 18.15 КоАП)
и подвергнут административным взысканиям в виде штрафа в размере 200 базовых величин с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет.
Постановлением судьи суда Октябрьского района г. Гродно от 9 июля 2024 г. по жалобе заявителя постановление заместителя начальника МО ГАИ УВД Гродненского облисполкома оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения. Судами вышестоящих инстанций принятые по делу заявителя постановления признаны законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не установлено.
И.А.Каспер считает, что часть 4 статьи 18.15 КоАП не соответствует Конституции, поскольку содержит пробел и правовую неопределенность, выражающиеся в том, что в указанной норме не установлен срок, в течение которого водителю запрещено употребление алкогольных напитков после совершения ДТП. Такое правовое регулирование, по мнению заявителя, нарушает его право свободно передвигаться и право на судебную защиту, предусмотренные статьями 30 и 60 Конституции.
2. Конституционный Суд, изучив представленные материалы, не находит оснований для возбуждения производства по делу.
В целях предупреждения административных правонарушений статьей 18.15 КоАП устанавливаются определенные юридические запреты на совершение противоправных деяний, направленных против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включая запрет на употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива после совершения водителем ДТП, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения, и предусматривается административная ответственность за их нарушение. Такое правовое регулирование определяется характером отношений, складывающихся между водителем, управляющим транспортным средством как источником повышенной опасности, и другими участниками дорожного движения, и согласуется с конституционно-правовой обязанностью каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц и обязанностью законодателя обеспечить для этого соответствующие правовые механизмы.
Конституционный Суд в определении от 17 декабря 2024 г. № О-2/2024 отметил, что указанные юридические запреты являются правомерными, поскольку они обусловлены требованиями обеспечить безопасность дорожного движения посредством исключения из него транспортных средств, которые управляются лицами в состоянии, ухудшающем их реакцию и внимание, что создает повышенную опасность для участников дорожного движения, а также вызваны необходимостью объективного и всестороннего установления всех обстоятельств происшествия. Норма части 4 статьи 18.15 КоАП отвечает вышеназванным требованиям и является юридической гарантией соблюдения водителями своих обязанностей, которая способствует достоверному установлению всех обстоятельств ДТП, необходимых для правильного разрешения вопроса о справедливой ответственности лица, виновного в совершении ДТП; обеспечивает защиту государством прав граждан, пострадавших в ДТП.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования положение части 4 статьи 18.15 КоАП, будучи направленным на обеспечение безопасности дорожного движения и защиту прав граждан, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Обсуждение фактических обстоятельств конкретного дела и оценка судебного постановления по существу дела при проверке закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе в компетенцию Конституционного Суда не входят (пункт 2 статьи 161 Закона «О конституционном судопроизводстве»).
В связи с тем что жалоба гражданина Каспера И.А. не соответствует условию допустимости, определенному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 153 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд отказывает в возбуждении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 152–155, 159 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Отказать в возбуждении производства по делу о конституционности части 4 статьи 18.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по конституционной жалобе гражданина Каспера Игоря Александровича, поскольку признаков нарушения конституционных прав заявителя не имеется.
Конституционная жалоба не соответствует условию допустимости, определенному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 153 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве».
2. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич