Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд 1 декабря с.г. в своем заседании рассмотрел конституционность делегирования местными Советами депутатов полномочий на увеличение (уменьшение) размера ставки по налогу на недвижимость местным исполнительным и распорядительным органам.
Положениями Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" местным Советам депутатов в 2005 году предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки отдельным категориям плательщиков. Тем самым законодатель осуществил делегирование принадлежащих ему налоговых полномочий органам местной представительной власти.
Сморгонский районный Совет депутатов решением от 17 декабря 2004 г. при принятии бюджета района на 2005 год делегировал право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков районному исполнительному комитету.
Решением Сморгонского районного исполнительного комитета от 29 марта 2005 г. установлена ставка налога на недвижимость на 2005 год по зданиям и строениям, принадлежащим физическим лицам, в размере 0,2 процента от стоимости здания (строения).
Таким образом, на местном уровне произошло переделегирование налоговых полномочий от органа представительной власти исполнительному комитету.
В соответствии с налоговым законодательством такое делегированное регулирование в сфере налоговых отношений можно считать законным и обоснованным лишь в отношении предоставления права на уменьшение размера ставок. Сморгонский районный Совет депутатов вправе был поручить Сморгонскому районному исполнительному комитету решить вопрос лишь в отношении уменьшения размера ставки по налогу на недвижимость, но не ее увеличения.
Конституционный Суд отмечает, что передача местными Советами депутатов права на увеличение размера ставки по налогу на недвижимость исполнительным и распорядительным органам не основывается на действующем законодательстве Республики Беларусь.
Национальное собрание в Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" делегировало местным Советам депутатов право на увеличение (уменьшение) размеров ставок по ряду налогов, полностью поступающих в местные бюджеты. Данная норма Закона не предусматривает условий для дальнейшего переделегирования полномочий по увеличению (уменьшению) размеров ставок никаким другим органам.
Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" местным Советам депутатов предоставлено право передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 121 Конституции Республики Беларусь (установление местных налогов и сборов). Законодатель не предоставил право местным Советам депутатов делегировать полномочия по установлению местных налогов и сборов. Это относится к исключительной компетенции органов местной представительной власти.
Правовая позиция о правомерности делегирования местными Советами депутатов своих полномочий другим органам неоднократно излагалась Конституционным Судом в ряде его решений (от 18 августа 1999 г., от 10 апреля 2002 г., от 11 января 2002 г., от 9 октября 2002 г.).
С учетом изложенного Конституционный Суд полагает, что Сморгонский районный Совет депутатов имеет право реализовать свои полномочия на увеличение размера ставки налога на недвижимость в строгом соответствии с положениями Конституции и Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год".