Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 марта 2025 г. № Р-1307/2025
О конституционности частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь по жалобе гражданина Шестака Александра Васильевича

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Любецкой  С.А., Рябцева  В.Н., Рябцева  Л.М., Тиковенко  А.Г., Чигринова С.П.,

с участием полномочного представителя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде – председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Ленчевской М.А.;

руководствуясь частью пятой статьи 1161 Конституции Республики Беларусь, пунктом 3 статьи 11, статьями 54, 55, 69, 70, 161 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»,

рассмотрел в судебном заседании дело о конституционности частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Поводом к рассмотрению дела Конституционным Судом явилось обращение гражданина Шестака Александра Васильевича в виде конституционной жалобы, отвечающей требованиям, установленным Законом «О конституционном судопроизводстве».

Заслушав в судебном заседании судью-докладчика Любецкую С.А., полномочного представителя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде, исследовав документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Беларусь 

установил:

1. В конституционной жалобе гражданин Шестак А.В., указав, что нарушены его конституционные права, просит проверить конституционность частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц» Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – Налоговый кодекс), примененных при рассмотрении гражданского дела с его участием.

Частью первой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от подоходного налога с физических лиц доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, выращенной плательщиком и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке, находящемся на территории Республики Беларусь и предоставленном ему и (или) таким лицам в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства (далее – доходы, полученные от реализации продукции растениеводства).

В силу обжалуемой части девятой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса при указании в пояснениях об источниках доходов, представленных плательщиком в рамках камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица, доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, в размерах, превышающих 200 базовых величин в течение налогового периода исходя из размера базовой величины, установленной на последний день календарного года, в котором получены такие доходы, плательщиком производится уплата подоходного налога с физических лиц в размере 10 процентов от суммы такого превышения.

При этом согласно части десятой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса в случае, указанном в части девятой данного пункта, для целей налогообложения датой фактического получения доходов от реализации продукции растениеводства признается день представления плательщиком пояснений об источниках доходов.

В соответствии с частью одиннадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса исчисление суммы подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, и в случае, указанном в части девятой пункта 19 этой же статьи, производится налоговым органом не позднее дня, следующего за днем составления налоговым органом сообщения о соответствии расходов и доходов физического лица или акта камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица. При исчислении подоходного налога с физических лиц с таких доходов не применяются освобождение от подоходного налога с физических лиц, предусмотренное пунктом 23 данной статьи, и налоговые вычеты, предусмотренные статьями 209 – 211 Налогового кодекса.

Согласно части двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса уплата подоходного налога с физических лиц, исчисленного в соответствии с частью одиннадцатой данного пункта, производится в тридцатидневный срок со дня вручения плательщику извещения на уплату подоходного налога с физических лиц в порядке и по форме, установленным статьей 2221 Налогового кодекса.

Обжалуемые заявителем части девятая – двенадцатая пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса введены Законом Республики Беларусь от  31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 141-З).

Из материалов дела следует, что в 2022 году инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Кобринскому району в отношении А.В.Шестака проведена камеральная проверка соответствия расходов доходам за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2022 г. В ходе проверки по требованию налогового органа 29 июня 2022 г. А.В.Шестак представил пояснения об источниках доходов, среди которых указал полученные в 2012–2017 гг. доходы от реализации продукции растениеводства. Превышения заявителем расходов над доходами налоговым органом не установлено.

При этом, поскольку пояснения об источниках доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, были представлены А.В.Шестаком в 2022 году и сумма заявленных доходов превысила 200 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на последний день календарного года, в котором получены указанные доходы, налоговый орган в соответствии с частями девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса исчислил подоходный налог в отношении доходов заявителя в размере 10 процентов от суммы превышения, что составило 40 908,89 рублей.

В связи с тем что в установленный срок заявитель подоходный налог не уплатил, 30 декабря 2022 г. инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Кобринскому району было принято решение о взыскании с него подоходного налога. 12 октября 2023 г. А.В.Шестак обратился в суд с жалобой на названное решение налогового органа. Решением суда Кобринского района от 24 октября 2023 г. А.В.Шестаку отказано в удовлетворении жалобы на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Кобринскому району исходя из положений в том числе пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса.

Заявителем исчерпаны все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела.

Апелляционная жалоба заявителя определением судебной коллегии по гражданским делам Брестского областного суда от 18 декабря 2023 г. оставлена без удовлетворения. Председателем Брестского областного суда 26 февраля 2024 г., а также прокурором Брестской области 27 мая 2024 г. в принесении протеста на решение районного суда отказано.

Поданные А.В.Шестаком в Верховный Суд Республики Беларусь, а  также в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь жалобы в  порядке надзора оставлены без удовлетворения 5 августа 2024 г. и 25 ноября 2024 г. соответственно.

В конституционной жалобе А.В.Шестак указал, что действовавшее в период с 2012 по 2017 год налоговое законодательство предусматривало освобождение доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, от подоходного налога с физических лиц без ограничения суммы дохода.

По мнению заявителя, внесенные Законом № 141-З дополнения в пункт 19 статьи 208 Налогового кодекса установили для плательщика, правомерно применявшего льготу по подоходному налогу с физических лиц, дополнительную обязанность по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, в случае указания таковых в качестве источника дохода при проведении налоговым органом камеральной проверки в порядке статьи 731 Налогового кодекса.

А.В.Шестак считает, что обжалуемые положения указанного Закона, связанные с изменением порядка налогообложения, не должны иметь обратную силу.

Ссылаясь на части вторую и четвертую статьи 7, часть четвертую статьи 13, статьи 56, 58, пункт 2 части первой статьи 97 Конституции, А.В.Шестак полагает, что возложение на него обязанности по уплате подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства в 2012–2017 гг., в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс, вступившими в силу с 1 января 2022 г., нарушает его конституционные права, поскольку он как физическое лицо получил такие доходы в период, когда они на законном основании были освобождены от подоходного налога с физических лиц.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2009 г., введен в действие с 1 января 2010 г.

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об  изменении законов по вопросам налогообложения», которым в Налоговый кодекс внесены рассматриваемые изменения, принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. Обжалуемые нормы указанного Закона вступили в силу с 1 января 2022 г.

Конституционность норм Закона № 141-З являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда в порядке обязательного предварительного конституционного контроля. Согласно решению Конституционного Суда от 29 декабря 2021 г. № Р-1294/2021 указанный Закон признан соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 Законодательные предписания не препятствуют Конституционному Суду осуществлять проверку конституционности акта, ранее прошедшего проверку в порядке обязательного предварительного (абстрактного) конституционного контроля, с учетом практики его применения в конкретных правовых ситуациях, поскольку в силу статей 55 и 161 Закона «О конституционном судопроизводстве» Конституционный Суд при проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе имеет в виду как буквальный смысл правовых норм, так и смысл, придаваемый им практикой применения.

3. В соответствии со статьей 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и третья статьи 7 Конституции).

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть четвертая статьи 13 Конституции).

В статье 44 Конституции предусмотрено, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (части первая и третья).

Статья 56 Конституции обязывает граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Статьей 58 Конституции установлен запрет на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав.

Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан (часть пятая статьи 104 Конституции).

Из приведенных норм Конституции следует, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех плательщиков налогов как безусловное требование.

Во взаимосвязи с предписаниями статей 7, 13 и 44 Конституции это требование предполагает, что налоговая обязанность должна пониматься как обязанность платить налоги в установленном законом размере, при этом механизм налогообложения должен обеспечивать как полноту и своевременность их взимания, так и правомерность деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по изъятию имущества в виде денежных средств.

Исходя из положений пункта 2 части первой статьи 97 и пункта 1 части первой статьи 98 Конституции правовое регулирование в сфере налогообложения относится к компетенции законодателя, который обладает дискрецией при регулировании вопросов налогообложения, включая целесообразность обложения налогами тех или иных объектов, введения или отмены налоговых льгот, определение форм налогового контроля и порядка его осуществления.

В то же время в силу принципа верховенства права законодатель обязан действовать в пределах Конституции, имеющей высшую юридическую силу (части первая и вторая статьи 7 Конституции), должен учитывать конституционные ценности, исходить из конституционных принципов и норм.

Основываясь на нормах Конституции, законодатель определил в пункте 1 статьи 2 Налогового кодекса, что налогообложение в Республике Беларусь основывается на принципах законности, обязательности и равенства налогообложения, презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), справедливости налогообложения, стабильности и гласности налогового законодательства, экономической обоснованности налогообложения. При этом принцип презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) означает, что плательщик признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений.

Наряду с созданием условий для исполнения конституционных обязанностей должна обеспечиваться реализация предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами и гарантированных государством прав граждан как на уровне законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих либо прекращающих (отменяющих) права граждан, так и на уровне правоприменительных решений. При этом соблюдение баланса интересов граждан и государства, принципов разумности и социальной справедливости обязательно.

По мнению Конституционного Суда, конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов и конституционное право собственности взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Право устанавливать налогообложение, которое в определенной мере ограничивает право собственности, вытекает из положений Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества, а также из ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В силу конституционных принципов верховенства права и равенства всех перед законом, а также исходя из части первой статьи 23 Конституции во взаимосвязи с ее статьями 13 (части вторая и третья), 21 (части первая и четвертая), 44 (части первая – третья) такое ограничение не должно быть произвольным, нарушать равновесие между требованиями интересов общества и государства и необходимыми условиями защиты прав личности, что предполагает разумную соразмерность используемых средств преследуемой цели правового регулирования.

4. С учетом того что Конституцией Республика Беларусь определена социальным государством, реализация целей которого является одной из основных конституционных обязанностей государства, законодатель установил, что с 1 января 2011 г. освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков, получаемые от реализации овощей и фруктов, иной продукции растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства) без ограничения размера таких доходов (пункт 113 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»). Последовательно сохраняя данный подход к налогообложению, в пункте 19 статьи 208 Налогового кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в  некоторые законы Республики Беларусь», законодатель также предусмотрел освобождение доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, от подоходного налога с физических лиц.

С 1 января 2022 г. вступили в силу обжалуемые заявителем нормы частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса, устанавливающие особенности освобождения вышеназванного дохода от подоходного налога с физических лиц. Законодателем введены особые условия и порядок налогообложения доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, применение которых взаимосвязано с положениями статьи 731 Налогового кодекса и обусловлено следующими юридически значимыми действиями:

проведением камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица в порядке статьи 731 Налогового кодекса с целью установления физических лиц, расходы которых превышают доходы, а  также сумм фактически произведенных расходов и источников их доходов;

представлением в ходе камеральной проверки пояснений плательщика об источниках доходов за налоговый период и определением дня представления пояснений в качестве даты фактического получения доходов;

указанием плательщиком в представленных пояснениях доходов от  реализации продукции растениеводства в размерах, превышающих 200 базовых величин в течение налогового периода исходя из размера базовой величины, установленной на последний день календарного года, в котором получены такие доходы.

Анализ содержания условий и порядка налогообложения доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, свидетельствует, что осуществление вышеуказанных юридически значимых действий изменяет права и обязанности плательщика посредством установления дополнительных фискальных обременений, даже если по итогам камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица каких-либо налоговых нарушений не выявлено. На плательщика возлагается обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц в размере 10 процентов от суммы превышения установленного предела в 200 базовых величин на основании признания датой фактического получения доходов, выступающих объектом налогообложения, дня представления плательщиком пояснений об источниках доходов.

В части первой пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса определено, что акты налогового законодательства, в том числе устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами или актами Президента Республики Беларусь. По мнению Конституционного Суда, это означает, что датой фактического получения дохода является время действительного, реального получения такого дохода гражданином.

Однако обжалуемая заявителем часть десятая пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса определяет для целей налогообложения дату фактического получения доходов формально – исходя из дня представления пояснений плательщика об источниках доходов, что может не соответствовать реальному периоду получения доходов.

При этом согласно части второй пункта 2 статьи 731 Налогового кодекса камеральная проверка, с которой связана уплата налога в рассматриваемом случае, проводится за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, а  также за десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится сопоставление сумм расходов и доходов физического лица.

По смыслу, придаваемому нормам частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса практикой правоприменения, в случае представления пояснений об источниках доходов за прошлые налоговые периоды определяемый таким образом период фактического получения доходов охватывает в том числе период полного освобождения от уплаты подоходного налога с физических лиц (т. е. предшествующий вступлению в силу особых условий и порядка налогообложения доходов, полученных от реализации продукции растениеводства). В результате обжалуемые заявителем нормы Налогового кодекса, распространяя свое действие на правоотношения, связанные с освобождением от уплаты подоходного налога с физических лиц и уже реализованные в соответствии с ранее действовавшим законом, ухудшают его правовое положение как плательщика налога и влекут такие последствия, которые не были предусмотрены действовавшим в период 2012–2017 гг. правовым регулированием, что не согласуется с положениями Конституции.

Конституционный Суд подчеркивает, что верховенство права означает связанность государства правом, основными правами и свободами человека и гражданина. Принцип верховенства права обязывает государство, все его органы и должностных лиц, организации и граждан действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Принцип правовой определенности является неотъемлемым элементом верховенства права; посредством обеспечения принципа правовой определенности в нормотворчестве создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.

Конституционный Суд считает, что конституционный принцип верховенства права, а также вытекающие из Конституции принципы справедливости и разумности, на которых основана реализация прав и свобод человека и гражданина в социальном правовом государстве, обусловливают по смыслу взаимосвязанных положений статей 2, 7, 13, 21, 44, 58 и 59 Конституции необходимость правовой определенности и предсказуемости законодательного регулирования налоговых отношений. Такое регулирование должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей в том, что касается фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов, с одной стороны, и создания максимально благоприятных условий для развития экономики на основе стабильности гражданского оборота, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства – с другой.

Поскольку взимание налогов как обязательных индивидуальных безвозмездных платежей, необходимых для покрытия государственных расходов, связано с ограничением права собственности и иных имущественных прав граждан, то регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы сохранялась разумная стабильность и последовательность правового регулирования, не допускалось придание обратной силы положениям, ухудшающим правовое положение граждан, а также гарантировались права и свободы граждан в случае изменения условий их реализации.

Руководствуясь принципами верховенства права, справедливости и разумности, Конституционный Суд полагает, что установленные Законом № 141-З в частях девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса порядок и условия налогообложения во взаимосвязи с предусмотренными статьей 731 Налогового кодекса порядком и условиями организации и проведения контроля за соответствием расходов доходам физических лиц не согласуются со статьями 7, 13, 44, 56, 58, 104 Конституции в той мере, в какой они допускают в случае проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица возложение на него обязанности по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства до 1 января 2022 г. в течение налоговых периодов, в которых указанные доходы были в установленном законом порядке освобождены от налогообложения.

Ввиду того что прямых нормативных предписаний о придании обжалуемым положениям обратной силы при проведении камеральной проверки в порядке статьи 731 Налогового кодекса законодатель не установил, по своему конституционно-правовому смыслу нормы частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса должны действовать в отношении налоговых периодов в будущем и не могут распространять свое действие на налоговые периоды, которые предшествовали вступлению указанных норм в силу и в которые доходы, полученные от реализации продукции растениеводства, были освобождены от подоходного налога с физических лиц.

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что выявленная в ходе конституционного контроля правовая неопределенность имеет конституционное значение и требует установления надлежащего законодательного регулирования условий и порядка налогообложения доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, по результатам камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в настоящем решении.

Правоприменителям, руководствуясь принципами верховенства права и справедливости, в целях недопущения ухудшения правового положения плательщиков подоходного налога следует исходить из применения положений частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 Налогового кодекса к налоговым периодам, наступающим с 1 января 2022 г.

На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 1161 Конституции Республики Беларусь, статьями 83, 84, пунктом 1 статьи 162 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать взаимосвязанные положения частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 и статьи 731 Налогового кодекса Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь, ее статьям 7, 13, 44, 56, 58, 104, в той мере, в какой они в нарушение принципов верховенства права и справедливости допускают в случае проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам возложение на физическое лицо обязанности по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства до 1 января 2022 г. в течение налоговых периодов, в которых указанные доходы были в установленном законом порядке освобождены от подоходного налога.

2. Совету Министров Республики Беларусь не позднее трех месяцев после вынесения настоящего решения внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, руководствуясь положениями Конституции Республики Беларусь и с  учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в настоящем решении.

3. В целях реализации настоящего решения правоприменителям до  внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь при применении взаимосвязанных положений частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 и статьи 731 Налогового кодекса Республики Беларусь обеспечить соблюдение принципов верховенства права и справедливости.

4. Судебные постановления, вынесенные в отношении гражданина Шестака Александра Васильевича на основании частей девятой – двенадцатой пункта 19 статьи 208 и статьи 731 Налогового кодекса Республики Беларусь в той мере, в какой содержащиеся в них положения признаны настоящим решением не соответствующими Конституции Республики Беларусь, подлежат пересмотру в установленном порядке.

5. Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.

6. Решение вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию в соответствии с законом. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич