Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд 1 декабря с.г. в своем заседании рассмотрел обращения субъектов хозяйствования по вопросу конфискации имущества у добросовестного приобретателя.
Конституционный Суд подтвердил свою позицию по данному вопросу, изложенную в решении "О конфискации имущества, принадлежащего добросовестному приобретателю" от 24 мая 2005 г. Речь идет о конфискации имущества, которое послужило объектом административного таможенного правонарушения. Конституционный Суд считает неправомерной подобную конфискацию имущества добросовестных приобретателей.
Такой же позиции придерживается и Прокуратура Республики Беларусь, должностные лица которой приносили протесты на состоявшиеся судебные решения.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.
Конфискация имущества за совершение административного таможенного правонарушения, согласно положениям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется к лицу, совершившему данное правонарушение. В случае, если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся непосредственным объектом такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства.
Административное взыскание применяется к лицу, совершившему административное правонарушение. Возможность применения конфискации имущества к лицу, административного правонарушения не совершавшему и приобретшему на законном основании имущество, режим которого был изменен прежним владельцем вопреки требованиям законодательства, Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает.
Конституционный Суд отметил, что суды и органы прокуратуры должны действовать в рамках предоставленных им полномочий в соответствии с Конституцией и законами, принимать все меры для обеспечения верховенства права. Более того, учитывая сложившуюся практику, Конституционный Суд обращает внимание на то, что при рассмотрении судами общей юрисдикции конкретных дел участники процесса в соответствии со статьей 112 Конституции вправе ставить на разрешение суда вопрос о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке акта, подлежащего применению при разрешении спора, на предмет его конституционности.