Новости
О правомерности введения местного сбора за право занятия игорным бизнесом (право размещения игрового заведения)

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь

    12 января 2003 г. Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел вопрос правомерности введения Витебским, Полоцким и Новополоцким городскими Советами депутатов местного сбора за право занятия игорным бизнесом (право размещения игрового заведения).

    Конституционный Суд проанализировал соответствующие положения Конституции, действующего законодательства в части налогообложения игорного бизнеса.

    Нормативными актами республиканского уровня установлен налог на игорный бизнес, определены объекты налогообложения, утверждены ставки налога. Например, ставка налога за месяц с игорного стола казино до 10 столов в г. Минске установлена в 3500 евро, в областных центрах - 3000 евро и др.

    Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" местным Советам депутатов предоставлено право устанавливать местные налоги и сборы.

    Решением Витебского городского Совета депутатов от 18 декабря 2002 г. на территории города Витебска введен сбор за право занятия игорным бизнесом в размере 30 базовых величин в год и утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты местного сбора за право занятия игорным бизнесом в городе Витебске.

    Аналогично решение Полоцкого городского Совета депутатов от 27 декабря 2002 г.

    Решением Новополоцкого городского Совета депутатов от 27 декабря 2002 г. введен сбор за право размещения игрового заведения и также утверждено соответствующее Положение.

    По мнению Конституционного Суда, Витебским, Полоцким и Новополоцким городскими Советами депутатов в указанных решениях реализованы их исключительные полномочия по введению местных налогов и сборов, право самостоятельно определять объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов.

    В то же время Конституционный Суд обратил внимание, что ставки местного сбора за право занятия игорным бизнесом (право размещения игрового заведения) значительно различаются: от 30 базовых величин (г. Витебск) до 600 евро (г. Полоцк).

    Одновременно Конституционный Суд в своем решении отметил, что в целях соблюдения конституционного положения о единстве проводимой на территории Республики Беларусь бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики (часть вторая статьи 132 Конституции Республики Беларусь) и для обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков Национальному Собранию необходимо в законе установить исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, которые местные Советы депутатов могут вводить на соответствующей территории, а также определить параметры важнейших элементов местных сборов с пользователя (плательщики, объекты обложения, предельный размер ставки).