Новости
Конституции нашей страны - 10 лет

Конституции нашей страны - 10 лет

    15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. Этот документ явился итогом того длительного и сложного исторического пути, который прошла Беларусь в XX столетии, закрепив государственный суверенитет.

    Юбилейная дата - 10 лет - хороший повод для того, чтобы оценить пройденный путь, поразмышлять над результатами конституционного строительства, достижениями и ошибками.

    В Беларуси, как и во всех современных государствах, Конституция определяет организацию и взаимодействие властных структур, отношения государства и общества, систему национального права и законодательства. Очень значимо то, что статьи Конституции, посвященные правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, представляют собой классическую европейскую модель прав и свобод человека. При этом закреплены наиболее ценные принципы естественного права.

    Этот год является юбилейным и для Конституции, и для Конституционного Суда Республики Беларусь. С 1994 года Конституционный Суд вынес 248 решений. За это время и роль Конституционного Суда, и количество выносимых им решений значительно выросли. Только за прошедший 2003 год в Конституционный Суд обратилось более 12 000 человек. Судом вынесено 36 решений.

    Одной из ближайших задач для нашего государства является установление более тесного сотрудничества с Советом Европы и вступление в эту организацию на правах полноправного члена. Основным документом, интегрирующим европейские страны в области прав и свобод человека, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. По своей глубинной сути содержащиеся в ней нормы являются базовыми для развития законодательства европейских государств и практики его применения.

    Конституционный Суд Республики Беларусь - первый из государственных органов, кто стал формировать собственную позицию, ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, практику работы Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Аргументы на основе решений этих органов приводятся почти в каждом решении Конституционного Суда Республики Беларусь.

    За прошедшие десять лет Конституция Республики Беларусь стала тем документом, к которому могут апеллировать с целью защиты своих прав и на который могут ссылаться и граждане, и общественные объединения, и органы государственной власти.

    Конституционный Суд своими решениями исключал из правовой системы акты, противоречащие Конституции, нарушающие права граждан, содействовал обеспечению равенства всех форм собственности, отстаивал право каждого на судебную защиту, внедрял в нормотворческую и правоприменительную практику важнейшие принципы права (народовластие, соразмерность ограничения прав и свобод конституционно значимым целям, равенство всех перед законом и судом, определенность и ясность законодательства, стабильность и разумность правового регулирования и др.).

    Последние годы Конституционный Суд работает над тем, чтобы нормотворческий процесс, практика применения актов законодательства формировались с учетом закрепленных в Конституции требований. Здесь большая роль должна быть отведена общественности, структурам гражданского общества, которые должны легальным способом влиять на правовое сознание должностных лиц, показывать возможности права, его роль в преобразовании общества.

    Основное направление деятельности Конституционного Суда в прошедшем 2003 году - обеспечение прав и свобод граждан, а также реализация основополагающих принципов правового, демократического, социального государства. Решения Конституционного Суда касались обеспечения законности решений, принимаемых местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, преимущественно в сфере установления местных налогов и сборов; обеспечения применения более мягкого закона к гражданам, в том числе и находящимся в местах лишения свободы; обеспечения доступа правосудия, включая вопросы уплаты государственной пошлины при подаче надзорных жалоб по трудовым спорам; обеспечения безопасности движения общественного транспорта (освобождение водителя от обязанности продажи талонов на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком); совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства (например, зачет меры пресечения в виде домашнего ареста в срок наказания, гарантии обвиняемому при прекращении предварительного расследования в связи с истечением сроков давности.)

    В 2003 г. увеличилось количество обращений граждан (более 12 000). Последние затрагивали вопросы уголовных, уголовно-процессуальных правоотношений (12,8 %), были связаны с жалобами на судебные решения и действия должностных лиц различных государственных органов (23,8 %), касались социальной защиты населения (7 %), обеспечения экономических, социальных, культурных прав и свобод (10,3 %), жилищных правоотношений (5,5 %) и др.

    Что касается исполнения решений, следует отметить устойчивую тенденцию к их безусловному исполнению в установленные Конституционным Судом сроки. Это обусловлено ростом авторитета Конституционного Суда, формами и способами контроля за исполнением своих решений Конституционным Судом, а также повышением уровня правосознания должностных лиц. Например, при принятии законов об амнистии последних лет учтены многие предложения Конституционного Суда. Можно привести в качестве примера и реализацию в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле от 22 июля 2003 г. решения Конституционного Суда по вопросу заключения гражданами договоров займа в иностранной валюте или нашедшее уже свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе решение Конституционного Суда о праве лиц, осужденных к лишению свободы, на судебное обжалование применяемых к ним мер взыскания.

    В начале 2004 года Конституционным Судом также приняты важные решения по вопросу соответствия Конституции положений Гражданского кодекса Республики Беларусь, касающихся займов в иностранной валюте, о соответствии Конституции нормативных правовых актов по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, о соответствии Конституции Республики Беларусь положений Уголовного кодекса, которые предусматривают применение в качестве наказания смертной казни.

    Оценивая пройденный путь становления конституционного правосудия, Конституционный Суд отмечает, что оно стало одной из реальных составляющих конституционных основ белорусской государственности. Решения Конституционного Суда способствовали укреплению конституционного строя, защите прав и свобод граждан, совершенствованию системы права.