Конституционному Суду Республики Беларусь - 10 лет
Конституционный Суд Республики Беларусь был образован в 1994 году, сразу после принятия Конституции 15 марта 1994 г.
28 апреля 1994 г. Верховным Советом был сформирован новый для белорусского государства орган судебной власти - Конституционный Суд.
Институт конституционного правосудия является давней европейской традицией и широко известен в мировой практике. На сегодняшний день он существует в абсолютном большинстве современных демократических государств.
Для Республики Беларусь конституционный контроль - одно из ярких проявлений системы сдержек и противовесов принципа разделения властей, идеи правового государства, которые закреплены в белорусской Конституции. Основная задача органа конституционного контроля - осуществлять проверку всех нормативных актов в государстве на соответствие их Конституции. Конституционный Суд призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство конституционных норм, способствовать реализации прав и свобод граждан.
За прошедшее десятилетие Конституционный Суд сумел занять надлежащее место как в системе судебной власти, так и в механизме защиты прав и свобод граждан. Все эти годы оформлялся правовой статус Конституционного Суда, уточнялись вопросы компетенции, развивался институт конституционного надзора, формировалась судебная практика.
С 1994 года Конституционный Суд вынес 254 решения. За это время и роль Конституционного Суда, и количество выносимых им решений значительно возросло: если в первые годы Конституционным Судом выносилось до 10 решений в год, то с 2000 года наблюдается интенсификация конституционного контроля - до 40 и более решений в год. За прошедший 2003 год в Конституционным Судом вынесено 36 решений.
Количество обращений граждан также значительно выросло. Это свидетельствует как об усилении авторитета Конституционного Суда, так и о росте доверия к данному органу судебной власти. Только за прошедший 2003 год в Конституционный Суд обратилось более 12 000 человек.
Обращаясь к содержанию решений Конституционного Суда за это время, необходимо отметить их направленность на реализацию конституционных прав и свобод, восстановление нарушенных прав граждан.
Конституционный Суд в своей деятельности уделяет много внимания судебной защите прав и свобод граждан. Обеспечение доступа к правосудию - одно из непременных условий современного государства, где суд выступает главным правозащитным механизмом.
Еще в 1996-1997 годах достаточно распространенными были случаи отказа гражданам в рассмотрении их дел в судах со ссылкой на то, что в актах текущего законодательства такое право не предусмотрено. В течение последних лет Конституционным Судом по самым различным аспектам судебной защиты прав и свобод граждан было принято около двух десятков решений (в сфере уголовно-процессуальных отношений, гражданских процессуальных отношений, трудового законодательства, права на юридическую помощь, о размере государственной пошлины при обращении в суд, о порядке назначения народных заседателей, о праве на законного судью и др.) В результате активной деятельности Конституционного Суда в этом направлении было подтверждено неотъемлемое право граждан на судебную защиту.
Решения Конституционного Суда стали важнейшим источником права. Конституционный Суд выступает в качестве "негативного" законодателя в том смысле, что он "выводит" из правового оборота признанные им неконституционные акты (нормы). Разрешая конкретные дела, он тем самым создает правовые условия гражданам для защиты их прав. В качестве примера можно привести целый ряд решений, где определена правовая позиция Конституционного Суда, оказавшая влияние как на правотворческую, так и на правоприменительную деятельность:
- о верховенстве Конституции и непосредственном действии ее норм;
- об ответственности не только субъектов налогообложения перед государством, но и государства перед гражданами, субъектами хозяйствования, с которых взимаются налоги;
- об установлении местных налогов и сборов в строгом соответствии с законом, о различиях в правовом регулировании в области установления общереспубликанских и местных налогов и сборов;
- о свободе трудового договора независимо от места жительства гражданина;
- о некоторых аспектах реализации свободы передвижения и выбора места жительства гражданина;
- о праве на юридическую помощь, в том числе определении сроков, условий и субъектов, которые могут ее оказывать;
- о доступности к правосудию, включая и конституционное;
- о сроках и порядке содержания по стражей, в том числе установлении максимального срока с учетом срока ознакомления обвиняемого с предъявленным обвинением;
- о недопустимости совмещения судом функций формулирования обвинения и правосудия;
- о праве на амнистию лиц, в отношении которых приговоры по не зависящим от них обстоятельствам не ступили в законную силу к сроку вступления в силу закона об амнистии;
- о принципах придания обратной силы нормативным актам;
- о сроках введения в действие актов толкования и требований к таким актам;
- о социальном партнерстве как важнейшем принципе формирования отношений между государством, нанимателем и работниками;
- о принципах и порядке суммирования и предоставления отпусков;
- о плате за пользование жилыми помещениями и их техническое обслуживание и необходимости соблюдения принципов социального государства.
Конституционный Суд Республики Беларусь - первый из государственных органов, кто стал формировать собственную позицию, ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, практику работы Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Аргументы на основе решений этих органов приводятся почти в каждом решении Конституционного Суда Республики Беларусь.
Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются им в своих решениях, являются основой для корректировки законодательства, изменения практики его применения, содержат концептуальные подходы для будущих решений законодателя.
Конституционный контроль продолжает развиваться, опосредуя политико-правовое развитие Беларуси, ее интенсивное государственное строительство. Одно из направлений - усиление конституционного контроля за соответствием Конституции как национального законодательства, так и международных договоров Республики Беларусь. Конституционный контроль способствует обеспечению единства действующего законодательства. Интенсификация конституционного контроля, наметившаяся в последнее время, значимость последних решений Конституционного Суда, в частности по проблемам отмены смертной казни, подтверждает это.