Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь 1 июля 2004 г. рассмотрел вопрос правомерности установления понижающих коэффициентов к нормам накладных расходов и плановых накоплений в строительстве.
Данные понижающие коэффициенты установлены в решении Вилейского районного исполнительного комитета от 27 февраля 2003г. № 84 "О дополнительных мерах по экономии бюджетных средств в 2003 году".
В решение определено, что организации коммунальной собственности при заключении новых договоров с организациями любой формы собственности на строительные и ремонтные работы, выполняемые подрядным способом за счет бюджетных средств, применяют понижающий коэффициент к плановым накоплениям и накладным расходам: по строительству, реконструкции и капитальному ремонту - 0,8, по текущему ремонту - 0,5.
Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" и иных нормативных правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.
В настоящее время нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные, монтажные и специальные строительные работы подрядным способом и их регулирование определены нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь.
Так, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1993 г. № 67 "О новых сметных нормах и ценах в строительстве" были утверждены предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений.
С 1 января 1996 г. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 октября 1995 г. № 599 "О введении понижающих коэффициентов к предельным нормам накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций" введены понижающие коэффициенты к предельным нормам накладных расходов и плановых накоплений 0,996 и 0,96 соответственно.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2001 г. № 997 "О переходе на ресурсно-сметные нормы в строительстве" утверждены новые нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные, монтажные и специальные строительные работы подрядным способом.
Данное постановление разрешило применять для расчетов за выполненные работы в соответствии с ранее заключенными договорами (контрактами) строительного подряда предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные, монтажные и специальные строительные работы подрядным способом, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1993 г. № 67.
Несмотря на то, что в пункте 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2001 г. № 997 речь идет об утверждении норм накладных расходов и плановых накоплений, однако при непосредственном определении размеров этих норм Правительство предусмотрело предельные нормы (в процентах к сумме основной заработной платы рабочих и стоимости эксплуатации машин) накладных расходов и плановых накоплений.
Конституционный Суд считает, что термин "предельные нормы" следует рассматривать как наивысший размер, который не подлежит увеличению при заключении договоров, но который можно снижать.
Минский областной исполнительный комитет решением от 18 марта 2003 г. №191 "О мерах по реализации решения Минского областного Совета депутатов "О бюджете области на 2003 год" рекомендовал организациям коммунальной собственности - заказчикам при заключении новых договоров с организациями любой формы собственности на строительные и ремонтные работы, выполняемые подрядным способом за счет бюджетных средств, применять понижающий коэффициент к плановым накоплениям и накладным расходам (кроме работ по ремонту кровель со стальными и шиферными покрытиями жилищного фонда): по строительству, реконструкции и капитальному ремонту - 08, по текущему ремонту - 0,5.
Конституционный Суд считает, что Вилейский районный исполнительный комитет, предусмотрев в решении от 27 февраля 2003 г. № 84 понижающие коэффициенты к плановым накоплениям и накладным расходам, подлежащие применению организациями-заказчиками при заключении новых договоров с организациями любой формы собственности на строительные и ремонтные работы, выполняемые подрядным способом за счет бюджетных средств, не нарушил соответствующих положений постановлений Совета Министров от 11 февраля 1993 г. № 67 и от 6 июля 2001 г. № 997, поскольку данными постановлениями определены предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений.
Одновременно Конституционный Суд обращает внимание на то, что понижающие коэффициенты согласно решению самого Вилейского районного исполнительного комитета от 27 февраля 2003 г. № 84 применяются только к новым договорам, заключаемым после принятия данного решения и вступления его в силу. В случае несоблюдения данного положения строительные организации имеют право обжаловать действия государственных органов в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке.