Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
23 июля Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел вопрос конституционности решения Минского городского исполнительного комитета от 4 марта 2004 г. № 453 "Об итогах исполнения бюджета г. Минска и состоянии контрольно-экономической работы за 2003 год, задачах по выполнению решения Минского городского Совета депутатов от 30 декабря 2003 г. № 72 и экономии бюджетных средств в 2004 году".
В пункте 10 решения Мингорисполкома содержится предписание организациям-заказчикам жилищно-коммунальной и непроизводственной сферы при выполнении капитального и текущего ремонта за счет бюджетных ассигнований применять при заключении (перезаключении) договоров с подрядными организациями любой формы собственности следующие понижающие коэффициенты к плановым накоплениям и накладным расходам (кроме работ по ремонту кровель с шиферным и стальным покрытием): по капитальному ремонту - 0,8, по текущему ремонту - 0,5.
Правовая позиция Конституционного Суда по вопросу конституционности установления исполнительными комитетами понижающих коэффициентов к плановым накоплениям и накладным расходам изложена в решении Конституционного Суда от 1 июля 2004 г. "О конституционности подпункта 1.3 пункта 1 решения Вилейского районного исполнительного комитета от 27 февраля 2003 г. № 84 "О дополнительных мерах по экономии бюджетных средств в 2003 году". Конституционный Суд подтвердил право исполнительного комитета распоряжаться коммунальной собственностью административно-территориальной единицы, состоящей из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами, в порядке, установленном Советом депутатов.
По мнению Конституционного Суда, решение исполнительного комитета в части установления понижающих коэффициентов направлено на экономию бюджетных средств, что имеет для региона положительные социальные последствия, поскольку уменьшение расходов позволяет увеличивать объемы строительных работ, проводить реконструкцию и капитальный ремонт большего количества объектов инфраструктуры: школ, больниц, домов культуры, спортивных сооружений.
Согласно пункту 25 решения Мингорисполкома от 4 марта 2004 г. № 453 оно вступает в силу с 1 января 2004 г., то есть указанному нормативному правовому акту придана обратная сила. После принятия данного решения подрядным организациям предложено произвести перерасчет стоимости выполненных с 1 января 2004 г. работ с учетом понижающих коэффициентов.
В отношении обратной силы нормативных положений Конституционный Суд признал, что применение пункта 10 вышеуказанного решения, которое устанавливает понижающие коэффициенты, должно осуществляться с учетом требований статьи 104 Конституции Республики Беларусь и статьи 67 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", которыми не допускается ухудшение правового положения участников общественных отношений, а также норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, закрепляющих принцип свободы договора.